Способствование развитию функциям организма ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Способствование развитию функциям организма ребенка

В физическом воспитании детей раннего возраста особое значение придается правилу — не ждать, пока тот или иной навык, умение, психическая деятельность возникнут сами собой, а активно способствовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы.

При этом воспитательные воздействия как бы идут навстречу новой функции, создают условия для ее проявления. Повседневное содействие развитию статических и двигательных функций, организация режима дня в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка являются мощным фактором обеспечения правильного и гармоничного развития детей, предупреждения отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья.

В жизни детей от рождения до 3 лет условно выделяют 8 периодов, в каждом из которых ребенок имеет свои особенности развития и которые учитываются при составлении комплексов физических упражнений. На 1-м году жизни выделяют 5 периодов (от 1 1/2 до 3 мес, от 3 до 4 мес, от 4 до 6 мес, от 6 до 9 мес и от 9 до 12 мес), на 2-м году — 2 (от 1 года до 1 года 6 мес и от 1 года б мес до 2 лет) и последний период — от 2 до 3 лет. Все гимнастические упражнения делятся на активные (выполняет сам ребенок), пассивные и пассивно-активные (выполняет взрослый при участии ребенка).

Разновидностью активных, упражнений являются рефлекторные, которые возникают в ответ на раздражение кожно-мышечного аппарата (безусловные двигательные рефлексы). Неоценимую роль в достижении точности движения при активности ребенка оказывают гимнастические пособия.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Самостоятельная деятельность наименее утомительна из всех форм двигательной активности детей. Важно с первых недель жизни ребенка создавать оптимальные условия для его двигательной активности. Дети в возрасте от 1 1/2 до 6 мес все часы бодрствования должны проводить в манеже достаточных размеров (из расчета 0,5 м2 на 1 ребенка), снабженном игрушками соответственно возрасту. Одежда не должна…

Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Его производят варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Руки и ноги обтирают, слегка массируют кожу по направлению от пальцев к туловищу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: руки, грудь, живот и спина. Собственно влажное обтирание продолжается 1 — 2 мин. Сразу после него кожу…

Во втором квартале жизни нужно способствовать подготовке к ползанию: формировать умение лежать на животе, поворачиваться со спины на живот, развивать упор ног. В возрасте 3 — 4 мес ребенок начинает стоять при поддержке под мышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня при переодевании брать ребенка на руки, придавать ему вертикальное положение, ставить на твердую…

Более сильное действие производит обливание, так как при нем вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Его осуществляют из ковша емкостью 1,5 — 2 л так, чтобы сразу смочить всю обливаемую поверхность. Ковш держат над обливаемым участком тела. При обливании ног обычно смачивают нижнюю половину голеней и стопы, при обливании рук —…

Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни заключаются в проведении массажа и гимнастики, которые включаются в режим дня. Комплексы занятий массажем и гимнастикой для детей 1-го года жизни составляются врачом индивидуально для каждого ребенка, исходя из уровня его развития и состояния здоровья. Массаж — это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание…

Популярное
Новое Прочее