Физическое воспитание детей 1-го года жизни (Подготовка к ползанию)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Физическое воспитание детей 1-го года жизни (Подготовка к ползанию)

Во втором квартале жизни нужно способствовать подготовке к ползанию: формировать умение лежать на животе, поворачиваться со спины на живот, развивать упор ног. В возрасте 3 — 4 мес ребенок начинает стоять при поддержке под мышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня при переодевании брать ребенка на руки, придавать ему вертикальное положение, ставить на твердую опору (стол), давать возможность ритмично выпрямлять и сгибать ноги («потанцевать»).

Это создает у ребенка радостное настроение, позволяет реагировать на речь и улыбку взрослого, укрепляет мышцы и связки ног, способствует развитию хорошего упора ног. В 4 — 5 мес, находясь в манеже, манипулируя с игрушкой, ребенок начинает овладевать умением поворачиваться со спины на бок, на живот, лежа на животе опирается на выпрямленные руки, хорошо поднимает голову. Воспитатель должен в течение дня во время игры стимулировать у него эти навыки.

Если ребенок подолгу лежит на животе, играет в этом положении, тянется за игрушкой, он быстрее научится ползать, затем садиться и вставать, цепляясь за опору. Во втором полугодии основные задачи состоят в развитии у детей ползания и переступания. Сначала эти движения выполняются с небольшой помощью взрослого.

При обучении ползанию можно подставить ладонь под подошвы, чтобы ребенок мог оттолкнуться ногами, положить перед ним игрушку, до которой он стремится дотянуться. В 7 — 8 мес ребенок уже умеет вставать на четвереньки и ползать.

Следует развивать эти умения. Ползание — важный этап в развитии движений ребенка; при этом он получает новые сенсорные впечатления, укрепляются мышцы спины, плечевого пояса, живота, ног, т. е. создается хороший «мышечный корсет» и обеспечивается развитие правильного навыка ходьбы. В этом возрасте ребенок встает, цепляясь за предметы, сначала на колени, а затем на ноги и переступает вдоль барьера. Взрослый должен создавать условия для этого и стимулировать активность ребенка.

При переступании его сначала слегка поддерживают за обе руки, потом за одну руку, а затем побуждают делать первые самостоятельные шаги.

Нельзя сажать ребенка и ставить на ноги, пока он сам этому не научился. Овладение навыком самостоятельно садиться и вставать способствует формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц туловища и ног и положительно сказывается на гармоничности физического развития.

Возможности психического развития ребенка расширяются:
он может играть с игрушкой сидя и видеть все окружающее.

В 8 — 9 мес ребенок переступает и передвигается вокруг манежа, влезает на ступеньки горки, перелезает через бревно — все это значительно расширяет круг его восприятия и способствует нервно-психическому развитию. К году ребенок научается самостоятельно ходить. Очень велика в обучении, создании у ребенка радостного настроения от самостоятельного движения роль воспитателя.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Широко используются упражнения под счет (воспитание двигательных условных рефлексов на звуковой ориентир), благодаря которым обеспечивается ритмичность движений ребенка. В комплекс включается массаж для верхних и нижних конечностей, спины, живота, груди. Используются поглаживание, растирание, разминание. Каждый прием массажа отдельных частей тела всегда начинается и кончается поглаживанием. Новые физические упражнения и приемы массажа вводятся в комплекс постепенно,…

При занятиях плаванием с детьми грудного возраста необходимо строго осуществлять медицинский контроль за динамикой состояния здоровья детей, их реакцией на пребывание в воде и после купания. Важно в каждом конкретном случае, исходя из условий работы дома ребенка, продумать, как включить плавание в режим дня, чтобы обеспечить возможность проведения всех других режимных моментов. Опыт показывает, что…

Для повышения активности и заинтересованности ребенка используют простейшие пособия — кольца, палочки. В занятия следует включать в возрастающем количестве активные упражнения, т. е. движения, которые выполняются детьми с небольшой помощью взрослых или даже самостоятельно; круговые движения руками; поднимание выпрямленных ног; ползание на животе или на четвереньках и др. Занятия физическими упражнениями с детьми 1-го года…

Для удобства планирования работы по закаливанию приводим мероприятия по закаливанию детей в течение дня в зависимости от возраста. 1 — 3 мес. Температура в помещении 22°С. Обязательный сон на воздухе при температуре от — 15 до 30°С. Во время пеленания и массажа воздушная ванна 5 — 6 мин. Подмывание, умывание, водой температуры 28°С. Общая ванна…

Физические упражнения с детьми 2-го и 3-го года жизни проводятся в режиме дня в виде организованных физкультурных занятий, подвижных игр, а начиная с 2-летнего возраста — еще и в виде утренней гимнастики. Наряду с организованными формами двигательной деятельности большое значение имеет и самостоятельная двигательная деятельность детей в различные режимные моменты, которая в данном возрасте в…

Популярное
Новое Прочее