Физическое воспитание детей 1-го года жизни (Подготовка к ползанию)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Физическое воспитание детей 1-го года жизни (Подготовка к ползанию)

Во втором квартале жизни нужно способствовать подготовке к ползанию: формировать умение лежать на животе, поворачиваться со спины на живот, развивать упор ног. В возрасте 3 — 4 мес ребенок начинает стоять при поддержке под мышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня при переодевании брать ребенка на руки, придавать ему вертикальное положение, ставить на твердую опору (стол), давать возможность ритмично выпрямлять и сгибать ноги («потанцевать»).

Это создает у ребенка радостное настроение, позволяет реагировать на речь и улыбку взрослого, укрепляет мышцы и связки ног, способствует развитию хорошего упора ног. В 4 — 5 мес, находясь в манеже, манипулируя с игрушкой, ребенок начинает овладевать умением поворачиваться со спины на бок, на живот, лежа на животе опирается на выпрямленные руки, хорошо поднимает голову. Воспитатель должен в течение дня во время игры стимулировать у него эти навыки.

Если ребенок подолгу лежит на животе, играет в этом положении, тянется за игрушкой, он быстрее научится ползать, затем садиться и вставать, цепляясь за опору. Во втором полугодии основные задачи состоят в развитии у детей ползания и переступания. Сначала эти движения выполняются с небольшой помощью взрослого.

При обучении ползанию можно подставить ладонь под подошвы, чтобы ребенок мог оттолкнуться ногами, положить перед ним игрушку, до которой он стремится дотянуться. В 7 — 8 мес ребенок уже умеет вставать на четвереньки и ползать.

Следует развивать эти умения. Ползание — важный этап в развитии движений ребенка; при этом он получает новые сенсорные впечатления, укрепляются мышцы спины, плечевого пояса, живота, ног, т. е. создается хороший «мышечный корсет» и обеспечивается развитие правильного навыка ходьбы. В этом возрасте ребенок встает, цепляясь за предметы, сначала на колени, а затем на ноги и переступает вдоль барьера. Взрослый должен создавать условия для этого и стимулировать активность ребенка.

При переступании его сначала слегка поддерживают за обе руки, потом за одну руку, а затем побуждают делать первые самостоятельные шаги.

Нельзя сажать ребенка и ставить на ноги, пока он сам этому не научился. Овладение навыком самостоятельно садиться и вставать способствует формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц туловища и ног и положительно сказывается на гармоничности физического развития.

Возможности психического развития ребенка расширяются:
он может играть с игрушкой сидя и видеть все окружающее.

В 8 — 9 мес ребенок переступает и передвигается вокруг манежа, влезает на ступеньки горки, перелезает через бревно — все это значительно расширяет круг его восприятия и способствует нервно-психическому развитию. К году ребенок научается самостоятельно ходить. Очень велика в обучении, создании у ребенка радостного настроения от самостоятельного движения роль воспитателя.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Самостоятельная деятельность наименее утомительна из всех форм двигательной активности детей. Важно с первых недель жизни ребенка создавать оптимальные условия для его двигательной активности. Дети в возрасте от 1 1/2 до 6 мес все часы бодрствования должны проводить в манеже достаточных размеров (из расчета 0,5 м2 на 1 ребенка), снабженном игрушками соответственно возрасту. Одежда не должна…

Более сильное действие производит обливание, так как при нем вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Его осуществляют из ковша емкостью 1,5 — 2 л так, чтобы сразу смочить всю обливаемую поверхность. Ковш держат над обливаемым участком тела. При обливании ног обычно смачивают нижнюю половину голеней и стопы, при обливании рук —…

Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни заключаются в проведении массажа и гимнастики, которые включаются в режим дня. Комплексы занятий массажем и гимнастикой для детей 1-го года жизни составляются врачом индивидуально для каждого ребенка, исходя из уровня его развития и состояния здоровья. Массаж — это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание…

Их не следует проводить раньше, чем через 30 — 40 мин после еды. Температура воды для детей до 1 года составляет 37 — 36 °С, старше года — 36 — 35 °С, продолжительность ванны 10 мин. По мере тренировки температура воды в ванне не снижается. Закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2°С…

Активные движения основываются на наличии врожденных рефлексов — кожно-мышечных, положения. В комплексы включаются так называемые рефлекторные упражнения. Они вызывают активное напряжение мышц, четкую ответную двигательную реакцию и позволяют строго дозировать мышечную нагрузку.Примером может служить рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс): в положении ребенка на боку проводят двумя пальцами вдоль позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому…

Популярное
Новое Прочее