Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни (Активные движения)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни (Активные движения)

Активные движения основываются на наличии врожденных рефлексов — кожно-мышечных, положения. В комплексы включаются так называемые рефлекторные упражнения. Они вызывают активное напряжение мышц, четкую ответную двигательную реакцию и позволяют строго дозировать мышечную нагрузку.

Примером может служить рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс):
в положении ребенка на боку проводят двумя пальцами вдоль позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому поясу, это вызывает активное разгибание позвоночника и способствует укреплению мышц спины и шеи.

При отсутствии у ребенка того или другого безусловного рефлекса или при вялом его проявлении, когда рефлекторное движение может и не образоваться, следует временно ограничиться поглаживающим массажем конечностей, живота и спины, который активизирует дыхание, кровообращение и тканевой обмен.

В 3 — 4 мес у детей наблюдается исчезновение физиологической гипертонии сгибателей мышц рук. В комплексы физических упражнений вводятся, кроме поглаживающего массажа, растирание и разминание. В связи с установившимся тонусом сгибателей и разгибателей мышц верхних конечностей вводят пассивные упражнения для рук (скрещивание их на груди и разведение в стороны).

Применение пассивных упражнений позволяет точно и правильно воспроизвести движение, приложить нужное усилие, получить определенный физиологический эффект.

В этом возрасте безусловные рефлексы (кожно-мышечные и рефлексы положения) еще четко выражены, поэтому в комплексы включают также соответствующие упражнения рефлекторного характера.

В целях стимуляции своевременного и более совершенного развития условных двигательных реакций, а также для усиления функции дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем в комплексы включаются соответствующие активно-пассивные упражнения, например поворот со спины на живот, переступание. Эти движения выполняются ребенком с помощью взрослых.

Возраст от 4 до 6 мес характеризуется установлением равновесия между сгибателями и разгибателями мышц ног, укреплением передних шейных мышц. В комплексы упражнений вводятся пассивные упражнения для ног, применяются активные рефлекторные упражнения (на основе рефлексов положения): разгибание И сгибание туловища на весу с поддержкой.

Рекомендуются активные упражнения при помощи взрослого; присаживание за руки, перешагивание при поддержке под мышки и за руки.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Чувство равновесия воспитывается при усложненной ходьбе, а также при перешагивании через препятствие (палку, кубики и др.). Во время занятий используются также упражнения в ползании (пролезание в обруч, подлезание под веревочку), лазании (влезание и слезание со стремянки), бросании (малых и больших мячей на дальность). Обязательно предусматриваются и доступные детям общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп (рук…

Одним из необходимых условий успешного проведения занятий является правильная их организация. Перед занятием подготавливают необходимые пособия, хорошо проветривают помещение, проверяют одежду детей. В каждом доме ребенка дети с 1 1/2 лет должны заниматься в зале (если его нет, то должно быть приспособленное помещение). Это необходимо для развития ориентировки детей в большом пространстве, дает возможность в…

Исследованиями М. Ю. Кистяковской выявлена определенная последовательность образования связей между двигательными и другими анализаторами у детей 1-го года жизни. На 2-м месяце жизни устанавливается связь между кинестетическим и вестибулярным анализаторами, что проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка (на животе, на спине, при вертикальном положении). В этом же возрасте могут образовываться связи…

Одним из средств воспитания здорового, физически крепкого ребенка является закаливание. Для закаливания широко используются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце. Наряду с применением специальных мер закаливания (обтирание, обливание и др.) следует приучать детей в повседневной жизни к широкому пользованию свежим воздухом в помещении и на прогулке, чувствовать себя хорошо в меняющихся условиях температуры, не…

В физическом воспитании детей раннего возраста особое значение придается правилу — не ждать, пока тот или иной навык, умение, психическая деятельность возникнут сами собой, а активно способствовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы. При этом воспитательные воздействия как бы идут навстречу новой функции, создают условия для ее…

Популярное
Новое Прочее