Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни (Упражнения под счет)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни (Упражнения под счет)

Широко используются упражнения под счет (воспитание двигательных условных рефлексов на звуковой ориентир), благодаря которым обеспечивается ритмичность движений ребенка. В комплекс включается массаж для верхних и нижних конечностей, спины, живота, груди. Используются поглаживание, растирание, разминание. Каждый прием массажа отдельных частей тела всегда начинается и кончается поглаживанием.

Новые физические упражнения и приемы массажа вводятся в комплекс постепенно, по мере развития ребенка и усвоения им предыдущих упражнений. В возрасте 6 — 9 мес способность к произвольным движениям у детей быстро возрастает, движения становятся все более дифференцированными и координированными. В связи с этим в комплексы включаются упражнения, укрепляющие мышцы спины и ног, вводятся упражнения в ползании. Чем раньше ребенок начинает ползать и чем больше он ползает, тем лучше укрепляется мускулатура туловища, ног, плечевого пояса, что важно для развития навыков сидения, стояния, ходьбы.

С 6 мес у ребенка появляется способность длительно удерживать предметы в руке, что позволяет выполнять упражнения с кольцами. Развивается понимание речи; в связи с этим вводится, речевая инструкция.

Активность выполнения упражнений стимулируется применением условных раздражителей: зрительного (игрушка, кольца, движения воспитателя и др.), двигательного (помощь воспитателя при выполнении упражнения — потягивание за руки, поднимание, ног и др.), слухового (речь воспитателя — счет, слова «сядь»,, «иди-иди» и др.). Во втором полугодии, когда слово еще является слабым компонентом комплексного раздражителя, оно должно-обязательно сочетаться со зрительным ориентиром и самым мощным — двигательным.

Если воспитатель говорит ребенку «сядь», малыш не всегда выполняет его инструкцию; но если взрослый слегка потянет его за руки, он выполняет движение.

В этом возрасте массаж рук отменяется, массаж ног остается при необходимости укрепить их мышцы. Обязателен массаж спины, груди, живота.

Используются все приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание. У детей в возрасте 9 — 12 мес наблюдается значительное развитие активных, согласованных движений, подготавливающих их к самостоятельному стоянию и ходьбе.

В связи с этим некоторые физические упражнения выполняются из исходного вертикального положения. В этом возрасте массаж обычно отменяется, остается лишь массаж живота и спины. Ребенок уже может некоторые упражнения выполнять по слову взрослого, поэтому нужно шире использовать речевую инструкцию, что способствует развитию у ребенка связей между предметами, действиями и названиями этих предметов и действий.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Исследованиями М. Ю. Кистяковской выявлена определенная последовательность образования связей между двигательными и другими анализаторами у детей 1-го года жизни. На 2-м месяце жизни устанавливается связь между кинестетическим и вестибулярным анализаторами, что проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка (на животе, на спине, при вертикальном положении). В этом же возрасте могут образовываться связи…

Одним из средств воспитания здорового, физически крепкого ребенка является закаливание. Для закаливания широко используются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце. Наряду с применением специальных мер закаливания (обтирание, обливание и др.) следует приучать детей в повседневной жизни к широкому пользованию свежим воздухом в помещении и на прогулке, чувствовать себя хорошо в меняющихся условиях температуры, не…

В физическом воспитании детей раннего возраста особое значение придается правилу — не ждать, пока тот или иной навык, умение, психическая деятельность возникнут сами собой, а активно способствовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы. При этом воспитательные воздействия как бы идут навстречу новой функции, создают условия для ее…

Закаливание воздухом Первым требованием при проведении закаливания является создание гигиенических условий жизни детей, обеспечение чистоты воздуха в помещении. Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ребенку состояние теплового комфорта (отсутствие признаков начинающегося перегревания или охлаждения). При температуре воздуха в помещении 22°С дети должны находиться в двухслойной одежде: хлопчатобумажное белье, платье (хлопчатобумажное или полушерстяное),…

Пособия — это те средства, которые делают движения ребенка более точными, легкими и красивыми и требуют меньшей затраты сил ребенка. С их помощью взрослый может руководить действиями ребенка, воспитывать у детей раннего возраста правильные двигательные навыки и способствовать качественному выполнению движений. Гимнастические упражнения для специальных занятий гимнастикой с детьми раннего возраста подбираются в гимнастические комплексы…

Популярное
Новое Прочее