Физическое воспитание детей 2-го и 3-го года жизни (Развитие двигательного анализатора и речи)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Физическое воспитание детей 2-го и 3-го года жизни (Развитие двигательного анализатора и речи)

Как показали специальные исследования, развитие двигательного анализатора и речи тесно связаны — дети, хорошо владеющие речью, более активны, они легко включаются в игры, четко выполняют движения, умеют связать слово с движением.

Отмечается взаимная обусловленность в развитии движений и психики ребенка, познавания окружающей среды и приспособления к условиям, в которых ребенок находится. Комплексы физических упражнений для каждой возрастной группы включают упражнения по развитию навыков в ходьбе, лазании, бросании, прыжках. Кроме того, в них входят упражнения общеразвивающего характера, для укрепления мышц туловища, плечевого пояса и ног.

При составлении комплексов упражнений следует отдавать предпочтение движениям общего физиологического воздействия, активизирующим функцию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Очень важно включать также упражнения, содействующие формированию у детей правильной осанки, особенно упражнения, выполняемые из положения лежа в виде разных видов ползания (переползания, подползания и др.). Трудность упражнений, включаемых в комплексы, должна постепенно нарастать.

Комплексы для каждой возрастной группы составляются старшим воспитателем совместно с врачом; в учреждениях, где нет старшего воспитателя, — врачом.

При составлении комплексов физических упражнений, помимо возраста и уровня развития основных движений, учитывают также физическое развитие и состояние здоровья детей. В комплекс для каждой возрастной группы в среднем входит 6 — 7 упражнений.

Содержание комплексов меняется частично или полностью по мере усвоения детьми входящих в комплекс упражнений, в среднем через 6 — 8 нед. В начале 2-го года жизни физические упражнения в основном проводятся индивидуально, к концу 2-го года дети выполняют упражнения всей подгруппой; при этом используются поточный и фронтальный методы их организации. В физкультурные занятия включают основные движения — ходьбу, бросание, ползание, лазание, общеразвивающие упражнения, игры с движениями. В данном возрасте большое место отводится ходьбе и равновесию.

С этой целью в занятия включают упражнения в обычной ходьбе по прямой, в усложненной ходьбе по скамейке, ширина которой по мере тренировки уменьшается от 30 до 10 см, по ребристой доске и др.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

При воспитании детей этого возраста большое внимание должно быть уделено организации режима дня, правильной методике гигиенического ухода. От условий воспитания и воздействия взрослого, а также от индивидуальных особенностей ребенка зависят темп и последовательность развития движений. Очень важно при воспитании ребенка 1-го года жизни обеспечить его положительное эмоциональное состояние. Бодрое, радостное настроение является одним из условий…

Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Его производят варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Руки и ноги обтирают, слегка массируют кожу по направлению от пальцев к туловищу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: руки, грудь, живот и спина. Собственно влажное обтирание продолжается 1 — 2 мин. Сразу после него кожу…

Самостоятельная деятельность наименее утомительна из всех форм двигательной активности детей. Важно с первых недель жизни ребенка создавать оптимальные условия для его двигательной активности. Дети в возрасте от 1 1/2 до 6 мес все часы бодрствования должны проводить в манеже достаточных размеров (из расчета 0,5 м2 на 1 ребенка), снабженном игрушками соответственно возрасту. Одежда не должна…

Более сильное действие производит обливание, так как при нем вода действует не только температурой, но и давлением своей массы. Его осуществляют из ковша емкостью 1,5 — 2 л так, чтобы сразу смочить всю обливаемую поверхность. Ковш держат над обливаемым участком тела. При обливании ног обычно смачивают нижнюю половину голеней и стопы, при обливании рук —…

Во втором квартале жизни нужно способствовать подготовке к ползанию: формировать умение лежать на животе, поворачиваться со спины на живот, развивать упор ног. В возрасте 3 — 4 мес ребенок начинает стоять при поддержке под мышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня при переодевании брать ребенка на руки, придавать ему вертикальное положение, ставить на твердую…

Популярное
Новое Прочее