Физическое воспитание детей 2-го и 3-го года жизни (Развитие двигательного анализатора и речи)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Физическое воспитание детей 2-го и 3-го года жизни (Развитие двигательного анализатора и речи)

Как показали специальные исследования, развитие двигательного анализатора и речи тесно связаны — дети, хорошо владеющие речью, более активны, они легко включаются в игры, четко выполняют движения, умеют связать слово с движением.

Отмечается взаимная обусловленность в развитии движений и психики ребенка, познавания окружающей среды и приспособления к условиям, в которых ребенок находится. Комплексы физических упражнений для каждой возрастной группы включают упражнения по развитию навыков в ходьбе, лазании, бросании, прыжках. Кроме того, в них входят упражнения общеразвивающего характера, для укрепления мышц туловища, плечевого пояса и ног.

При составлении комплексов упражнений следует отдавать предпочтение движениям общего физиологического воздействия, активизирующим функцию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Очень важно включать также упражнения, содействующие формированию у детей правильной осанки, особенно упражнения, выполняемые из положения лежа в виде разных видов ползания (переползания, подползания и др.). Трудность упражнений, включаемых в комплексы, должна постепенно нарастать.

Комплексы для каждой возрастной группы составляются старшим воспитателем совместно с врачом; в учреждениях, где нет старшего воспитателя, — врачом.

При составлении комплексов физических упражнений, помимо возраста и уровня развития основных движений, учитывают также физическое развитие и состояние здоровья детей. В комплекс для каждой возрастной группы в среднем входит 6 — 7 упражнений.

Содержание комплексов меняется частично или полностью по мере усвоения детьми входящих в комплекс упражнений, в среднем через 6 — 8 нед. В начале 2-го года жизни физические упражнения в основном проводятся индивидуально, к концу 2-го года дети выполняют упражнения всей подгруппой; при этом используются поточный и фронтальный методы их организации. В физкультурные занятия включают основные движения — ходьбу, бросание, ползание, лазание, общеразвивающие упражнения, игры с движениями. В данном возрасте большое место отводится ходьбе и равновесию.

С этой целью в занятия включают упражнения в обычной ходьбе по прямой, в усложненной ходьбе по скамейке, ширина которой по мере тренировки уменьшается от 30 до 10 см, по ребристой доске и др.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

В групповой комнате должно быть специальное физкультурное оборудование для развития движений: горка с лесенкой и скатом, бревно, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, большие ящики, корзины; время от времени следует вносить в группу доски, гимнастические скамейки и др. Эти пособия дают детям возможность входить на горку, лесенку, скат и спускаться с них, влезать и слезать с лесенки, подлезать,…

Показателем достаточной физической нагрузки для конкретного ребенка являются результаты хронометража, а также результаты оценки двигательной активности детей на занятии. На основании данных хронометража рассчитывают общую и моторную плотность занятий. При определении общей плотности учитывают время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку и уборку спортивного инвентаря, т. е. все «полезное время» занятия….

При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Путем показа, объяснения воспитатель обучает детей новым движениям. Регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, воспитатель обеспечивает определенную физическую нагрузку. Дети…

Чувство равновесия воспитывается при усложненной ходьбе, а также при перешагивании через препятствие (палку, кубики и др.). Во время занятий используются также упражнения в ползании (пролезание в обруч, подлезание под веревочку), лазании (влезание и слезание со стремянки), бросании (малых и больших мячей на дальность). Обязательно предусматриваются и доступные детям общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп (рук…

Одним из необходимых условий успешного проведения занятий является правильная их организация. Перед занятием подготавливают необходимые пособия, хорошо проветривают помещение, проверяют одежду детей. В каждом доме ребенка дети с 1 1/2 лет должны заниматься в зале (если его нет, то должно быть приспособленное помещение). Это необходимо для развития ориентировки детей в большом пространстве, дает возможность в…

Популярное
Новое Прочее