Физическое воспитание детей 2-го и 3-го года жизни (Организация занятий)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Физическое воспитание детей 2-го и 3-го года жизни (Организация занятий)

Одним из необходимых условий успешного проведения занятий является правильная их организация. Перед занятием подготавливают необходимые пособия, хорошо проветривают помещение, проверяют одежду детей. В каждом доме ребенка дети с 1 1/2 лет должны заниматься в зале (если его нет, то должно быть приспособленное помещение). Это необходимо для развития ориентировки детей в большом пространстве, дает возможность в большей мере проявить двигательную активность.

Для проведения занятий физическими упражнениями необходимы простейшие пособия: палки, каталки, мостики, доски, скамейки (для развития ходьбы и равновесия), бревна, деревянные лесенки (для развития лазания), большие корзины, коробки, обручи, сетки (для упражнений в метании).

Применяемые пособия по размерам, массе и удобству пользования ими должны; соответствовать возрасту детей. Помимо организованных занятий с детьми в возрасте старше» 2 лет, воспитывающимися в домах ребенка, следует ежедневно проводить утреннюю гигиеническую гимнастику. Ее проводят одновременно со всей группой (15 — 20 детей) в течение 5 — 6 мин в виде подвижной игры.

В содержание занятия входят ходьба, простейшие движения рук и ног, повороты, наклоны туловища и др. Заканчивается занятие короткой пробежкой (вернее, ускоренной ходьбой) и заключительной ходьбой. Одежда детей во время занятий утренней гигиенической гимнастикой должна быть свободной и легкой.

При температуре воздуха в комнате не ниже 20 °С дети могут заниматься в трусах и тапочках или босиком.

При температуре ниже 20 °С (но не ниже 17 °С) они могут заниматься в майках, трусах и тапочках. Летом утреннюю гимнастику желательно проводить на открытых площадках или верандах.

При этом дети должны быть одеты соответственно температуре наружного воздуха. После утренней гимнастики, пока дети легко одеты, их следует хорошо умыть, включая шею и руки до плеч; если есть условия, провести общий душ.

Если душевых установок нет, можно проводить частичное обливание детей. В доме ребенка, где уровни нервно-психического развития детей и их состояния здоровья очень различны, одним из важных условий организации физического воспитания является индивидуальный подход к каждому ребенку; даже при проведении общих занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Вялых и инертных детей, с замедленной реакцией нужно побуждать к активности, робких и неуверенных детей чаще поощрять и в случае надобности оказывать им помощь.

Если ребенок не решается выполнить упражнение, робеет или стесняется, с ним надо несколько раз позаниматься индивидуально. Кроме того, в режиме дня в часы бодрствования отдельные физические упражнения можно проводить с отстающими детьми, а также с небольшой группой детей ежедневно в виде игры (например, бросание мелких мячей в обруч, бросание и ловля мячей и др.). С детьми, значительно отстающими в развитии двигательных умений, проводят специальные занятия по индивидуальным комплексам.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Чувство равновесия воспитывается при усложненной ходьбе, а также при перешагивании через препятствие (палку, кубики и др.). Во время занятий используются также упражнения в ползании (пролезание в обруч, подлезание под веревочку), лазании (влезание и слезание со стремянки), бросании (малых и больших мячей на дальность). Обязательно предусматриваются и доступные детям общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп (рук…

Исследованиями М. Ю. Кистяковской выявлена определенная последовательность образования связей между двигательными и другими анализаторами у детей 1-го года жизни. На 2-м месяце жизни устанавливается связь между кинестетическим и вестибулярным анализаторами, что проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка (на животе, на спине, при вертикальном положении). В этом же возрасте могут образовываться связи…

Одним из средств воспитания здорового, физически крепкого ребенка является закаливание. Для закаливания широко используются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце. Наряду с применением специальных мер закаливания (обтирание, обливание и др.) следует приучать детей в повседневной жизни к широкому пользованию свежим воздухом в помещении и на прогулке, чувствовать себя хорошо в меняющихся условиях температуры, не…

В физическом воспитании детей раннего возраста особое значение придается правилу — не ждать, пока тот или иной навык, умение, психическая деятельность возникнут сами собой, а активно способствовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы. При этом воспитательные воздействия как бы идут навстречу новой функции, создают условия для ее…

Закаливание воздухом Первым требованием при проведении закаливания является создание гигиенических условий жизни детей, обеспечение чистоты воздуха в помещении. Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ребенку состояние теплового комфорта (отсутствие признаков начинающегося перегревания или охлаждения). При температуре воздуха в помещении 22°С дети должны находиться в двухслойной одежде: хлопчатобумажное белье, платье (хлопчатобумажное или полушерстяное),…

Популярное
Новое Прочее