Медицинский контроль за физическим воспитанием (Отставание развития движений от возрастных норм)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Медицинский контроль за физическим воспитанием (Отставание развития движений от возрастных норм)

Отставание развития движений от возрастных норм свидетельствует либо о серьезных отклонениях в состоянии здоровья и развития ребенка либо о несистематическом проведении занятий (например, ребенок часто болел и не получил должного количества занятий или персонал группы заменял занятия другими мероприятиями).

При наличии выявленных отклонений могут оказать помощь ребенку «дополнительные задания», т. е. врачебно-педагогические рекомендации по выполнению ряда упражнений. Целесообразно 1 раз в квартал проводить «зачетные» занятия, когда воспитатель может проверить, как выполняются детьми те движения, которые рекомендованы для данной возрастной группы.

Косвенным показателем качества физического воспитания являются результаты плантографии (отпечатки стоп). Показания и противопоказания к занятиям по физическому воспитанию определяет врач. Воспитатель группы должен усвоить правило: не заниматься с ребенком без рекомендации врача, только тогда занятия будут полезны и успешны. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима и занятий физическими упражнениями осуществляют врач, старшая медицинская сестра дома ребенка и воспитатели групп.

При этом обращается внимание на правильное составление комплексов занятий и методику их проведения. Не следует перегружать занятия по физическому воспитанию детей раннего возраста игровыми сюжетами и ситуациями, так как это отвлекает ребенка от основной задачи занятия — достижения необходимого качества движений. Надо так строить и проводить занятие, чтобы сами упражнения увлекали ребенка.

Показателями правильно составленного комплекса и правильно проведенного занятия является:

  • использование упражнений, соответствующих особенностям данного возрастного периода;
  • наличие упражнений для всех крупных мышечных групп;
  • чередование работы и отдыха, исходных положений, упражнений для разных мышечных групп и чередование коллективных и индивидуальных упражнений.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Специальные занятия по физическому воспитанию детей 1-го года жизни заключаются в проведении массажа и гимнастики, которые включаются в режим дня. Комплексы занятий массажем и гимнастикой для детей 1-го года жизни составляются врачом индивидуально для каждого ребенка, исходя из уровня его развития и состояния здоровья. Массаж — это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание…

Их не следует проводить раньше, чем через 30 — 40 мин после еды. Температура воды для детей до 1 года составляет 37 — 36 °С, старше года — 36 — 35 °С, продолжительность ванны 10 мин. По мере тренировки температура воды в ванне не снижается. Закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой температуры на 2°С…

Активные движения основываются на наличии врожденных рефлексов — кожно-мышечных, положения. В комплексы включаются так называемые рефлекторные упражнения. Они вызывают активное напряжение мышц, четкую ответную двигательную реакцию и позволяют строго дозировать мышечную нагрузку.Примером может служить рефлекторное разгибание позвоночника (спинной рефлекс): в положении ребенка на боку проводят двумя пальцами вдоль позвоночника в направлении от ягодиц к плечевому…

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей. Неправильно требовать чтобы дети при этом спокойно лежали, укладывать их для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определенное время: здоровым детям трудно лежать спокойно во время бодрствования, кроме того, время солнечной ванны должно использоваться для психического развития в игре, знакомства с окружающим. Детям обязательно…

Широко используются упражнения под счет (воспитание двигательных условных рефлексов на звуковой ориентир), благодаря которым обеспечивается ритмичность движений ребенка. В комплекс включается массаж для верхних и нижних конечностей, спины, живота, груди. Используются поглаживание, растирание, разминание. Каждый прием массажа отдельных частей тела всегда начинается и кончается поглаживанием. Новые физические упражнения и приемы массажа вводятся в комплекс постепенно,…

Популярное
Новое Прочее