Медицинский контроль за физическим воспитанием (Отставание развития движений от возрастных норм)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Медицинский контроль за физическим воспитанием (Отставание развития движений от возрастных норм)

Отставание развития движений от возрастных норм свидетельствует либо о серьезных отклонениях в состоянии здоровья и развития ребенка либо о несистематическом проведении занятий (например, ребенок часто болел и не получил должного количества занятий или персонал группы заменял занятия другими мероприятиями).

При наличии выявленных отклонений могут оказать помощь ребенку «дополнительные задания», т. е. врачебно-педагогические рекомендации по выполнению ряда упражнений. Целесообразно 1 раз в квартал проводить «зачетные» занятия, когда воспитатель может проверить, как выполняются детьми те движения, которые рекомендованы для данной возрастной группы.

Косвенным показателем качества физического воспитания являются результаты плантографии (отпечатки стоп). Показания и противопоказания к занятиям по физическому воспитанию определяет врач. Воспитатель группы должен усвоить правило: не заниматься с ребенком без рекомендации врача, только тогда занятия будут полезны и успешны. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима и занятий физическими упражнениями осуществляют врач, старшая медицинская сестра дома ребенка и воспитатели групп.

При этом обращается внимание на правильное составление комплексов занятий и методику их проведения. Не следует перегружать занятия по физическому воспитанию детей раннего возраста игровыми сюжетами и ситуациями, так как это отвлекает ребенка от основной задачи занятия — достижения необходимого качества движений. Надо так строить и проводить занятие, чтобы сами упражнения увлекали ребенка.

Показателями правильно составленного комплекса и правильно проведенного занятия является:

  • использование упражнений, соответствующих особенностям данного возрастного периода;
  • наличие упражнений для всех крупных мышечных групп;
  • чередование работы и отдыха, исходных положений, упражнений для разных мышечных групп и чередование коллективных и индивидуальных упражнений.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Исследованиями М. Ю. Кистяковской выявлена определенная последовательность образования связей между двигательными и другими анализаторами у детей 1-го года жизни. На 2-м месяце жизни устанавливается связь между кинестетическим и вестибулярным анализаторами, что проявляется в поднимании и удерживании головы при разных положениях ребенка (на животе, на спине, при вертикальном положении). В этом же возрасте могут образовываться связи…

Одним из необходимых условий успешного проведения занятий является правильная их организация. Перед занятием подготавливают необходимые пособия, хорошо проветривают помещение, проверяют одежду детей. В каждом доме ребенка дети с 1 1/2 лет должны заниматься в зале (если его нет, то должно быть приспособленное помещение). Это необходимо для развития ориентировки детей в большом пространстве, дает возможность в…

В физическом воспитании детей раннего возраста особое значение придается правилу — не ждать, пока тот или иной навык, умение, психическая деятельность возникнут сами собой, а активно способствовать появлению тех функций организма, которые на данном этапе подготавливаются созреванием соответствующих центров нервной системы. При этом воспитательные воздействия как бы идут навстречу новой функции, создают условия для ее…

Одним из средств воспитания здорового, физически крепкого ребенка является закаливание. Для закаливания широко используются естественные факторы природы — воздух, вода, солнце. Наряду с применением специальных мер закаливания (обтирание, обливание и др.) следует приучать детей в повседневной жизни к широкому пользованию свежим воздухом в помещении и на прогулке, чувствовать себя хорошо в меняющихся условиях температуры, не…

Пособия — это те средства, которые делают движения ребенка более точными, легкими и красивыми и требуют меньшей затраты сил ребенка. С их помощью взрослый может руководить действиями ребенка, воспитывать у детей раннего возраста правильные двигательные навыки и способствовать качественному выполнению движений. Гимнастические упражнения для специальных занятий гимнастикой с детьми раннего возраста подбираются в гимнастические комплексы…

Популярное
Новое Прочее