Медицинский контроль за физическим воспитанием (Отставание развития движений от возрастных норм)

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Физическое воспитание детей в доме ребенка / Медицинский контроль за физическим воспитанием (Отставание развития движений от возрастных норм)

Отставание развития движений от возрастных норм свидетельствует либо о серьезных отклонениях в состоянии здоровья и развития ребенка либо о несистематическом проведении занятий (например, ребенок часто болел и не получил должного количества занятий или персонал группы заменял занятия другими мероприятиями).

При наличии выявленных отклонений могут оказать помощь ребенку «дополнительные задания», т. е. врачебно-педагогические рекомендации по выполнению ряда упражнений. Целесообразно 1 раз в квартал проводить «зачетные» занятия, когда воспитатель может проверить, как выполняются детьми те движения, которые рекомендованы для данной возрастной группы.

Косвенным показателем качества физического воспитания являются результаты плантографии (отпечатки стоп). Показания и противопоказания к занятиям по физическому воспитанию определяет врач. Воспитатель группы должен усвоить правило: не заниматься с ребенком без рекомендации врача, только тогда занятия будут полезны и успешны. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима и занятий физическими упражнениями осуществляют врач, старшая медицинская сестра дома ребенка и воспитатели групп.

При этом обращается внимание на правильное составление комплексов занятий и методику их проведения. Не следует перегружать занятия по физическому воспитанию детей раннего возраста игровыми сюжетами и ситуациями, так как это отвлекает ребенка от основной задачи занятия — достижения необходимого качества движений. Надо так строить и проводить занятие, чтобы сами упражнения увлекали ребенка.

Показателями правильно составленного комплекса и правильно проведенного занятия является:

  • использование упражнений, соответствующих особенностям данного возрастного периода;
  • наличие упражнений для всех крупных мышечных групп;
  • чередование работы и отдыха, исходных положений, упражнений для разных мышечных групп и чередование коллективных и индивидуальных упражнений.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Физические упражнения с детьми 2-го и 3-го года жизни проводятся в режиме дня в виде организованных физкультурных занятий, подвижных игр, а начиная с 2-летнего возраста — еще и в виде утренней гимнастики. Наряду с организованными формами двигательной деятельности большое значение имеет и самостоятельная двигательная деятельность детей в различные режимные моменты, которая в данном возрасте в…

Медицинский контроль за физическим воспитанием детей осуществляется врачом и старшей медицинской сестрой дома ребенка. В него входят: динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием детей; медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребенка; контроль за осуществлением системы закаливания; контроль за санитарно-гигиеническим состоянием…

В групповой комнате должно быть специальное физкультурное оборудование для развития движений: горка с лесенкой и скатом, бревно, лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, большие ящики, корзины; время от времени следует вносить в группу доски, гимнастические скамейки и др. Эти пособия дают детям возможность входить на горку, лесенку, скат и спускаться с них, влезать и слезать с лесенки, подлезать,…

Показателем достаточной физической нагрузки для конкретного ребенка являются результаты хронометража, а также результаты оценки двигательной активности детей на занятии. На основании данных хронометража рассчитывают общую и моторную плотность занятий. При определении общей плотности учитывают время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку и уборку спортивного инвентаря, т. е. все «полезное время» занятия….

При проведении подвижных игр у детей воспитывается умение действовать в коллективе, стремление выполнить то или иное задание, смелость, ловкость, развивается координация движений, чувство подражания, формируются основные виды движений. Путем показа, объяснения воспитатель обучает детей новым движениям. Регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, воспитатель обеспечивает определенную физическую нагрузку. Дети…

Популярное
Новое Прочее