Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. К концу 1-го месяца жизни устанавливается суточный ритм. Количество раздражителей (свет, предметы, звуки), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на день, а сон — на ночь.

Тенденция к концентрации сна в ночные часы выявляется с 2 — 4-недельного возраста. Следующим этапом формирования режима является выработка дневного ритма чередования бодрствования, сна и кормления. Дневной ритм можно выработать к 2 — 2 1/2 мес, так как к этому возрасту суточный ритм уже сформирован, бодрствование становится более спокойным, устойчивым, а активность ребенка возрастает.

Самым полезным и целесообразным методом приучения ребенка к многократному засыпанию днем в первые месяцы жизни является сон на воздухе.

Однако приучать ребенка к нему надо постепенно, начиная с 20 мин, 2 раза в день в течение нескольких дней. Очень важно, чтобы и в дальнейшем, когда режим уже выработан, ребенок, особенно 1-го года жизни, спал на воздухе.

Для поддержания активного бодрствования детей необходимо с 1-го месяца их жизни воздействие разнообразных сменяющихся раздражителей (разумеется, соответствующих возрасту и уровню развития).

Условия бодрствования должны резко отличаться от условий сна:
ребенка надо выкладывать в манеж, часто менять положение — положить его на живот, потом опять на спину, повесить над ним игрушку, привести ее в движение, поговорить с ребенком, затем взять его на руки и т. д.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Обучать детей при проведении процессов нужно, используя показ, непосредственную помощь и словесные указания. Даже большие дети при проведении процессов не должны ждать друг друга. Они постепенно включаются в еду, процесс одевания, мытье рук, высаживание с учетом индивидуальных особенностей каждого. Дети этого возраста 2 раза в день гуляют, поэтому их дневной сон можно проводить в помещении,…

Точное соблюдение режима имеет большое значение, однако возможны и отступления. Например, если поведение ребенка свидетельствует о наступлении у него утомления, его следует уложить спать раньше времени, требуемого по режиму; если ребенок крепко спит, его не нужно будить, хотя по режиму пора вставать. Если такие отступления в режиме ребенка часты, это свидетельствует о несоответствии установленного режима…

Недостаточно только установить правильный режим, очень важно методически правильно осуществлять все режимные процессы. От того как организовано кормление, укладывание спать, какие приемы при этом применяются, в значительной степени зависит физическое развитие ребенка. Правильная организация сна, гигиенического ухода, кормления имеет очень большое воспитательное значение, способствует своевременному нервно-психическому развитию ребенка, поддержанию оптимального состояния возбудимости его нервной системы….

К 1 году 3 мес ребенок овладевает умением самостоятельно есть ложкой густую кашу, к 1 1/2 годам уже умеет есть самостоятельно и жидкую пищу, к 1 году 9 мес он учится раздеваться сначала с небольшой помощью, а затем самостоятельно и начинает сам одеваться (частично) к 2 годам. К концу 2-го года жизни у ребенка уже…

Характер активности детей в режимных процессах определяется уровнем их развития (понимание, активная речь, общие движения, движения руки, способность наблюдать и подражать, обучаться и др.). Эти и другие особенности детей раннего возраста определяют правила, соблюдение которых облегчает работу персонала, улучшает состояние детей и повышает эффективность режимных процессов. Эти правила следующие: Предложения взрослого — идти спать, есть,…

Популярное
Новое Прочее