Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. К концу 1-го месяца жизни устанавливается суточный ритм. Количество раздражителей (свет, предметы, звуки), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на день, а сон — на ночь.

Тенденция к концентрации сна в ночные часы выявляется с 2 — 4-недельного возраста. Следующим этапом формирования режима является выработка дневного ритма чередования бодрствования, сна и кормления. Дневной ритм можно выработать к 2 — 2 1/2 мес, так как к этому возрасту суточный ритм уже сформирован, бодрствование становится более спокойным, устойчивым, а активность ребенка возрастает.

Самым полезным и целесообразным методом приучения ребенка к многократному засыпанию днем в первые месяцы жизни является сон на воздухе.

Однако приучать ребенка к нему надо постепенно, начиная с 20 мин, 2 раза в день в течение нескольких дней. Очень важно, чтобы и в дальнейшем, когда режим уже выработан, ребенок, особенно 1-го года жизни, спал на воздухе.

Для поддержания активного бодрствования детей необходимо с 1-го месяца их жизни воздействие разнообразных сменяющихся раздражителей (разумеется, соответствующих возрасту и уровню развития).

Условия бодрствования должны резко отличаться от условий сна:
ребенка надо выкладывать в манеж, часто менять положение — положить его на живот, потом опять на спину, повесить над ним игрушку, привести ее в движение, поговорить с ребенком, затем взять его на руки и т. д.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Обучать детей при проведении процессов нужно, используя показ, непосредственную помощь и словесные указания. Даже большие дети при проведении процессов не должны ждать друг друга. Они постепенно включаются в еду, процесс одевания, мытье рук, высаживание с учетом индивидуальных особенностей каждого. Дети этого возраста 2 раза в день гуляют, поэтому их дневной сон можно проводить в помещении,…

Детей этою возраста надо привлекать к активному участию во всех режимных процессах. Это создает положительное отношение к ним, будет развивать умения детей, расширять ориентировку в окружающем. С детьми 2-го года жизни все режимные процессы следует проводить постепенно, так как они еще недостаточно самостоятельны, нуждаются в помощи взрослого, а ждать своей очереди не могут: длительное ожидание…

Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур и др. Именно поэтому режим способствует нормальному функционированию организма ребенка, являясь основным условием его своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения. В течение первых трех лет жизни…

Эмоциональное общение с ребенком — одно из важных условий его активного бодрствования. И особенно важно выполнять эти требования в доме ребенка. Ритм кормления определяется суточной потребностью ребенка в пище, ее объемом, усваиваемым в одно кормление, и длительностью процесса усвоения. Кроме того, ритм кормления тесно связан с ритмом бодрствования и сна. Например, если ребенок в возрасте…

Ослабленные, часто болеющие дети, только что переболевшие, недоношенные, с гипотрофией нуждаются в более частом отдыхе, кормлении и укороченном бодрствовании или переводе на предыдущий возрастной режим. Необходимо учитывать, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат нервной энергии при чрезмерно длительном бодрствовании. При переводе ребенка на следующий возрастной режим учитывают возраст ребенка,…

Популярное
Новое Прочее