Организация режима и режимных процессов в домах ребенка

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Организация режима и режимных процессов в домах ребенка

Режим — это распределение во времени и определенная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка (в активном бодрствовании, сне и пище), а также — чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

В доме ребенка только при строгом соблюдении режима возможна четкая работа персонала и выполнение задач воспитания. Поэтому установление режима дня в каждой группе является основным разделом воспитательной работы.

При составлении и назначении режима соблюдаются следующие основные принципы:

  1. Возможная длительность бодрствования каждого ребенка определяется пределом работоспособности его нервной системы.
  2. Число часов сна в сутки, число и длительность отрезков дневного сна обеспечивают своевременное и полное восстановление затраченной энергии, правильный ритм работы и отдыха нервной системы.
  3. Ритм кормления должен быть согласован с ритмом бодрствования и сна.

Где бы ни находился ребенок (в изоляторе, карантинной, одновозрастной или смешанной группе), он должен жить по режиму, соответствующему его возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и индивидуальным особенностям.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Обучать детей при проведении процессов нужно, используя показ, непосредственную помощь и словесные указания. Даже большие дети при проведении процессов не должны ждать друг друга. Они постепенно включаются в еду, процесс одевания, мытье рук, высаживание с учетом индивидуальных особенностей каждого. Дети этого возраста 2 раза в день гуляют, поэтому их дневной сон можно проводить в помещении,…


С первых недель жизни детей приучают быстро засыпать и спокойно спать. В любое время года они должны спать на свежем воздухе все периоды дневного сна, ежедневно проводя на воздухе не менее 4 — 6 ч. Летом, в сухое время осенью, зимой (до — 15оС в средней полосе) и весной дети должны спать на участке или…


При правильном режиме дети просыпаются ко времени кормления. Проснувшегося ребенка поднимают и сразу кормят за исключением детей, которые вяло сосут. Для повышения аппетита их лучше оставить бодрствовать 10 — 15 мин до кормления, положить на живот на короткое время, поговорить с ними, вызвать улыбку. Очень важно, чтобы ребенок с аппетитом съедал всю полагающуюся пищу. Кормить…


Надо воспитывать у детей положительное отношение к гигиеническому уходу, переодеванию. Поднимать и пеленать ребенка нужно очень бережно, без резких движений, чтобы не вызывать неприятных ощущений. С целью приучения ребенка к чистоте и опрятности надо незамедлительно менять мокрую одежду, вытирать грязное лицо, нос и т. д. Важно своевременно приучить ребенка регулировать свои физиологические отправления. Уже с…


Детей этою возраста надо привлекать к активному участию во всех режимных процессах. Это создает положительное отношение к ним, будет развивать умения детей, расширять ориентировку в окружающем. С детьми 2-го года жизни все режимные процессы следует проводить постепенно, так как они еще недостаточно самостоятельны, нуждаются в помощи взрослого, а ждать своей очереди не могут: длительное ожидание…


Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур и др. Именно поэтому режим способствует нормальному функционированию организма ребенка, являясь основным условием его своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения. В течение первых трех лет жизни…


Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. К концу 1-го месяца жизни устанавливается суточный ритм. Количество раздражителей (свет, предметы, звуки), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на день, а сон — на ночь. Тенденция к концентрации…


Эмоциональное общение с ребенком — одно из важных условий его активного бодрствования. И особенно важно выполнять эти требования в доме ребенка. Ритм кормления определяется суточной потребностью ребенка в пище, ее объемом, усваиваемым в одно кормление, и длительностью процесса усвоения. Кроме того, ритм кормления тесно связан с ритмом бодрствования и сна. Например, если ребенок в возрасте…


Ослабленные, часто болеющие дети, только что переболевшие, недоношенные, с гипотрофией нуждаются в более частом отдыхе, кормлении и укороченном бодрствовании или переводе на предыдущий возрастной режим. Необходимо учитывать, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат нервной энергии при чрезмерно длительном бодрствовании. При переводе ребенка на следующий возрастной режим учитывают возраст ребенка,…


Точное соблюдение режима имеет большое значение, однако возможны и отступления. Например, если поведение ребенка свидетельствует о наступлении у него утомления, его следует уложить спать раньше времени, требуемого по режиму; если ребенок крепко спит, его не нужно будить, хотя по режиму пора вставать. Если такие отступления в режиме ребенка часты, это свидетельствует о несоответствии установленного режима…


Популярное
Новое Прочее