Характер активности детей в режимных процессах

Характер активности детей в режимных процессах определяется уровнем их развития (понимание, активная речь, общие движения, движения руки, способность наблюдать и подражать, обучаться и др.).

Эти и другие особенности детей раннего возраста определяют правила, соблюдение которых облегчает работу персонала, улучшает состояние детей и повышает эффективность режимных процессов.

Эти правила следующие:

  1. Предложения взрослого — идти спать, есть, в туалет должны совпадать с потребностью ребенка. Это возможно при точном выполнении режима, наблюдении за поведением ребенка и понимании его состояния.
  2. Необходимо избегать неприятных ощущений, нельзя причинять ребенку боль.
  3. При введении нового вида пищи или нового процесса (например, обливание) необходимо постепенно приучать к нему ребенка, создавать установку на процесс, так как ко всему новому, неожиданному, малоизвестному ребенок относится отрицательно.
  4. Начиная какую-либо процедуру после игры или другого процесса, надо постепенно подготовить к ней ребенка словом, видом создающейся обстановки, переключать его, не действуя неожиданно, резко и не применяя насилия. В противном случае в дальнейшем эта процедура будет вызывать протест даже в момент ее подготовки.
  5. Начинать проведение процесса следует при оптимальном состоянии нервной системы ребенка. Ничего нельзя делать в момент плача или возбуждения ребенка; его необходимо успокоить и лишь йотом можно накормить, умыть, одеть.
  6. Нельзя отвлекать детей во время проведения процессов, например громко здороваться, входя в группу во время еды или укладывания, громко разговаривать, выполнять шумную работу во время кормления детей и т. д.
  7. Необходимо, учитывая особенности поведения и уровень развития детей, осуществлять индивидуальные подходы к ним. Не следует обращаться с предложением есть ко всем сразу или показывать всем сразу, как следует держать ложку. Иногда даже большому ребенку надо помочь доесть до конца, уложить его спать первым, а маленькому предоставить самостоятельность и не торопить.
  8. С первых месяцев жизни ребенка все действия взрослого, а затем и его самого надо сопровождать соответствующими словами. Это настраивает ребенка на предстоящее действие, вызывает интерес, развивает понимание речи.
  9. Во время каждого процесса необходимо привлекать детей к посильному активному участию в соответствии с уровнем их развития. Это создает у детей положительное эмоциональное отношение к процессу, способствует выработке навыков самообслуживания.
  10. Все процессы в дошкольном учреждении проводятся так, чтобы ребенку не надо было дожидаться других.
  11. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку и методики проведения режимных процессов и единство требований и методических приемов со стороны всех взрослых.
  12. Осуществлять принцип постепенности при проведении всех режимных процессов в доме ребенка.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Обучать детей при проведении процессов нужно, используя показ, непосредственную помощь и словесные указания. Даже большие дети при проведении процессов не должны ждать друг друга. Они постепенно включаются в еду, процесс одевания, мытье рук, высаживание с учетом индивидуальных особенностей каждого. Дети этого возраста 2 раза в день гуляют, поэтому их дневной сон можно проводить в помещении,…

Соблюдение режима обеспечивает физиологически необходимую продолжительность сна и бодрствования, определенное чередование всех гигиенических процессов и кормления, своевременность занятий и самостоятельных игр, прогулок, закаливающих процедур и др. Именно поэтому режим способствует нормальному функционированию организма ребенка, являясь основным условием его своевременного и правильного физического и нервно-психического развития, бодрого настроения, спокойного поведения. В течение первых трех лет жизни…

Бодрствование и сон — взаимосвязанные состояния нервной системы: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование. К концу 1-го месяца жизни устанавливается суточный ритм. Количество раздражителей (свет, предметы, звуки), воспринимаемых ребенком, днем увеличивается, а ночью резко сокращается, поэтому периоды бодрствования приходятся на день, а сон — на ночь. Тенденция к концентрации…

Эмоциональное общение с ребенком — одно из важных условий его активного бодрствования. И особенно важно выполнять эти требования в доме ребенка. Ритм кормления определяется суточной потребностью ребенка в пище, ее объемом, усваиваемым в одно кормление, и длительностью процесса усвоения. Кроме того, ритм кормления тесно связан с ритмом бодрствования и сна. Например, если ребенок в возрасте…

Ослабленные, часто болеющие дети, только что переболевшие, недоношенные, с гипотрофией нуждаются в более частом отдыхе, кормлении и укороченном бодрствовании или переводе на предыдущий возрастной режим. Необходимо учитывать, что каким бы длительным ни был сон, он не может компенсировать затрат нервной энергии при чрезмерно длительном бодрствовании. При переводе ребенка на следующий возрастной режим учитывают возраст ребенка,…

Популярное
Новое Прочее