Организация бодрствования ребенка

Главная / Уход за ребенком / Режим детей раннего возраста / Организация бодрствования ребенка

Развитие детей раннего возраста, их эмоциональное состояние и активность в большой степени зависят от того, насколько правильно будет организовано их бодрствование. Для этого прежде всего учитывают развитие двигательных умений ребенка. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей активность детям предоставляют во время бодрствования в виде самостоятельной свободы движений, а также при помощи специально подобранных комплексов физических упражнений.

Л. И. Чулицкая (1948) считает, что движения есть основная функция маленького ребенка, через которую он познает мир, совершенствует моторный аппарат, регулирует процессы обмена, от их взаимной гармонии зависит рост и его физическое развитие. Е. Л. Мугинова (1978) указывает на наличие тесной взаимосвязи между мышечной деятельностью ребенка и функцией внутренних органов.

Доказано значение моторновисцеральных рефлексов, их влияние на кровообращение, дыхание, пищеварение, температуру тела, процессы возбуждения и торможения коры головного мозга. Причем особую роль в поддержании оптимальной возбудимости коры головного мозга играет положительный эмоциональный тонус.

К проявлениям положительных эмоций автор относит улыбку, смех, мимику удовольствия, реакцию оживления, к отрицательным — беспокойные, резкие движения, мимику неудовольствия, хныканье, крик, частый плач.

Положительные эмоции у детей раннего возраста, как правило, сочетаются с двигательной активностью. Движение для них служит основным источником радостного настроения. В связи с этим при организации бодрствования ребенку предоставляют простор для движений, создают и поддерживают радостное состояние путем организации игр, стимуляции двигательной активности.

При таком активном бодрствовании уже в грудном возрасте ребенок учится наблюдать, познавать окружающее. Это способствует его самостоятельности, а также развитию двигательных умений и психики. Следует, однако, учитывать, что при перевозбуждении в результате чрезмерной активности и длительного бодрствования ребенок быстро утомляется, теряет аппетит, у него расстраивается сон. Поэтому подвижные игры должны сменяться спокойными.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары или другие насекомые, ребенку жарко или, наоборот, холодно. В каждом конкретном случае нужно устранить причину, приведшую к его беспокойству и плачу. Ребенок не должен спать…

Рекомендуется выносить ребенка зимой на воздух даже в тех случаях, если у него небольшой насморк. Однако для облегчения дыхания ему необходимо смазать носовые ходы вазелином при помощи ватного тампона. Некоторые родители завешивают коляску шторками или закрывают ребенку лицо. Это затрудняет доступ свежего воздуха. Неправильно поступают родители, которые используют коляску для сна ребенка в дневное и…

В первые месяцы жизни эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от того, насколько удовлетворены его потребности во сне и питании. Поэтому режим детей в возрасте до года строится так, чтобы они бодрствовали непосредственно после кормления и спали после того, как хорошо поиграют. Обычно после спокойного сна ребенок хорошо ест, после чего длительно бодрствует, затем быстро…

Ребенка необходимо приучать к свежему воздуху с первых дней жизни. Тем самым его организм быстрее приспособится к холоду и теплу. Недостаточное воздействие свежего воздуха и солнечного света может служить причиной ряда заболеваний. Свежий воздух повышает аппетит, улучшает обмен веществ, функции дыхания, кровообращения. Детей, родившихся летом, следует уже на 6—7-й день жизни выносить на прогулку или…

Во время прогулок чередуют спокойные игры с подвижными. Летом особенно увлекательны и полезны игры с водой. Для этого можно использовать простой широкий таз или корыто с водой, предварительно подогретой на солнце. В воду опускают пластмассовые, резиновые или деревянные игрушки, которые малыш вылавливает небольшим сачком, вначале под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В зимнее время также…

Популярное
Новое Прочее