Время бодрствования новорожденного должно быть использовано для физического и умственного развития. Особое внимание необходимо уделять развитию органов чувств и в первую очередь развитию зрения и слуха, а также созданию радостного настроения. Зрительное сосредоточение на ярких крупных предметах появляется у ребенка в 3—5 недель. Для воспитания и развития зрительного сосредоточения первыми игрушками ребенка после выписки из родильного дома могут быть цветные кольца или 2—3 крупных шара яркого цвета, подвешиваемые над его кроваткой поочередно, через каждые 2—3 дня.

Игрушку подвешивают над кроваткой ребенка на расстоянии примерно 40—50 см от лица. Временами игрушки нужно покачивать, чтобы ребенок учился следить за двигающимся предметом. Для развития умения прислушиваться к звукам, определять их направление необходимо стучать погремушкой с разных сторон кроватки. С возрастом ребенку надо предоставлять самые разнообразные игрушки, но чтобы ими нельзя было поранить себя или их нельзя было проглотить. Все игрушки должны быть из легко моющегося материала. Надо тщательно следить за чистотой игрушек, так как дети часто берут их в рот.

Для своевременного и правильного развития органов чувств в самом раннем возрасте надо разговаривать с малышом, когда он бодрствует, брать его на руки, обращать его внимание на ту или иную игрушку или предмет. Такой тесный контакт ребенка со взрослыми поможет ему быстрее познать окружающий мир. В связи с чем уже с первых недель жизни ребенка окружающая обстановка, игрушки, одежда ухаживающих за ним взрослых должны быть яркими, красочными, обращение ласковым. Игрушки, как и игры, для детей раннего возраста являются необходимым элементом культурного воспитания и индивидуального развития.

Н. Н. Бурмистрова (1977), в зависимости от развития у ребенка той или иной активности, классифицирует игрушки на следующие группы:

  • cенсорные — погремушки, цветные шарики, колокольчики, дощечки или шарики с поверхностью различной степени шероховатости, естественные материалы (листья, цветы);

  • моторные — каталки, коляски, прыгалки, тележки, различные машины;

  • эмоциональные — кукла с ее оборудованием, мишка, домашние животные и др.;

  • подражательные — предметы быта (миски, ложки, корзинка), фигурки доктора, повара, пионера, красноармейца и др.;

  • исследовательские — помимо уголка природы (аквариум с рыбками, птица в клетке, цветы, растения) ящики или коробочки (выдвижные и закрывающиеся), вкладные матрешки разной величины, производственные игрушки и др.;

  • строительные — крупный и мелкий строительный материал, разнообразных форм кирпичики, кубики, простые и окрашенные в разные цвета, молоток и др.

Детям в возрасте до года дают не более 1—2 игрушек. Вначале подвешенные погремушки, потом те же погремушки, лежащие в кровати, манеже, и уже потом коробка с 1—2 предметами для вкладывания их в нее. Детям старше года не следует давать сразу более 4—5 игрушек. Необходимо предоставлять им, по возможности, свободу выбора игрушек и учить играть ими.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Основное назначение одежды новорожденного — сохранять тепло и не стеснять движений. Важно, чтобы одежда не препятствовала сохранению физиологической позы ребенка. Пеленки должны быть из мягкой гладкой ткани, впитывающей и хранящей влагу, хорошо переносящей частую стирку, кипячение и глажение. Ткань одежды не должна раздражать кожу ребенка. Она должна обеспечивать свободное испарение с ее поверхности. Для белья…

В первые дни после выписки из роддома купание новорожденного представляет определенные трудности для матери. Поэтому муж должен помогать жене в подготовке к купанию ребенка: например, вымыть ванну, заготовить воду, принести необходимые для малыша вещи и др. Прежде чем налить воду в ванну, нужно подготовить все необходимое для купания предметы: кувшин для обливания, чашки с кипяченой…

Распеленав ребенка, медленно опускают его в воду, поддерживая левой рукой за затылок и спину, а правой за ягодицы и бедра. При этом затылок ребенка должен находиться на предплечье, а спинка на ладони левой руки. При погружении в воду вначале опускают ножки ребенка, затем туловище. Голова остается над водой, надо следить за тем, чтобы ребенок не…

Большое значение для здоровья новорожденного имеет правильный уход за кожей и слизистыми оболочками. Поэтому, кроме общих туалетных ванн, ребенка надо подмывать теплой проточной водой после каждого мочеиспускания и действия кишечника. При отсутствии централизованного водоснабжения для подмывания используется кипяченая вода из рукомойника. Подмывать ребенка надо намыленной рукой. Девочку подмывают спереди назад во избежание занесения инфекции в…

Для очищения носа и слухового прохода очень опасно применять вату, накрученную на спичку, палочку или другие твердые предметы, так как можно вызвать серьезное повреждение этих органов. Если в носу имеются корочки, его осторожно очищают при помощи стерильного мягкого и тонкого ватного тампона, смоченного в прокипяченном растительном масле или рыбьем жире. По мере надобности прочищают жгутиком…

Популярное
Новое Прочее