Время бодрствования новорожденного должно быть использовано для физического и умственного развития. Особое внимание необходимо уделять развитию органов чувств и в первую очередь развитию зрения и слуха, а также созданию радостного настроения. Зрительное сосредоточение на ярких крупных предметах появляется у ребенка в 3—5 недель. Для воспитания и развития зрительного сосредоточения первыми игрушками ребенка после выписки из родильного дома могут быть цветные кольца или 2—3 крупных шара яркого цвета, подвешиваемые над его кроваткой поочередно, через каждые 2—3 дня.

Игрушку подвешивают над кроваткой ребенка на расстоянии примерно 40—50 см от лица. Временами игрушки нужно покачивать, чтобы ребенок учился следить за двигающимся предметом. Для развития умения прислушиваться к звукам, определять их направление необходимо стучать погремушкой с разных сторон кроватки. С возрастом ребенку надо предоставлять самые разнообразные игрушки, но чтобы ими нельзя было поранить себя или их нельзя было проглотить. Все игрушки должны быть из легко моющегося материала. Надо тщательно следить за чистотой игрушек, так как дети часто берут их в рот.

Для своевременного и правильного развития органов чувств в самом раннем возрасте надо разговаривать с малышом, когда он бодрствует, брать его на руки, обращать его внимание на ту или иную игрушку или предмет. Такой тесный контакт ребенка со взрослыми поможет ему быстрее познать окружающий мир. В связи с чем уже с первых недель жизни ребенка окружающая обстановка, игрушки, одежда ухаживающих за ним взрослых должны быть яркими, красочными, обращение ласковым. Игрушки, как и игры, для детей раннего возраста являются необходимым элементом культурного воспитания и индивидуального развития.

Н. Н. Бурмистрова (1977), в зависимости от развития у ребенка той или иной активности, классифицирует игрушки на следующие группы:

  • cенсорные — погремушки, цветные шарики, колокольчики, дощечки или шарики с поверхностью различной степени шероховатости, естественные материалы (листья, цветы);

  • моторные — каталки, коляски, прыгалки, тележки, различные машины;

  • эмоциональные — кукла с ее оборудованием, мишка, домашние животные и др.;

  • подражательные — предметы быта (миски, ложки, корзинка), фигурки доктора, повара, пионера, красноармейца и др.;

  • исследовательские — помимо уголка природы (аквариум с рыбками, птица в клетке, цветы, растения) ящики или коробочки (выдвижные и закрывающиеся), вкладные матрешки разной величины, производственные игрушки и др.;

  • строительные — крупный и мелкий строительный материал, разнообразных форм кирпичики, кубики, простые и окрашенные в разные цвета, молоток и др.

Детям в возрасте до года дают не более 1—2 игрушек. Вначале подвешенные погремушки, потом те же погремушки, лежащие в кровати, манеже, и уже потом коробка с 1—2 предметами для вкладывания их в нее. Детям старше года не следует давать сразу более 4—5 игрушек. Необходимо предоставлять им, по возможности, свободу выбора игрушек и учить играть ими.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Основное назначение одежды новорожденного — сохранять тепло и не стеснять движений. Важно, чтобы одежда не препятствовала сохранению физиологической позы ребенка. Пеленки должны быть из мягкой гладкой ткани, впитывающей и хранящей влагу, хорошо переносящей частую стирку, кипячение и глажение. Ткань одежды не должна раздражать кожу ребенка. Она должна обеспечивать свободное испарение с ее поверхности. Для белья…

Родители должны тщательно следить за чистотой квартиры, где проживает новорожденный, и создавать ему все необходимые условия. Детскую комнату нужно убирать ежедневно: вытирать влажной тряпкой пыль со всех предметов и мыть пол с мылом. Не рекомендуется подметать пол щеткой или метлой. Несколько раз в день (через 3—4 часа) комнату надо хорошо проветривать, открывая зимой форточку или…

Ребенку в квартире или в комнате желательно выделить отдельный детский уголок в самой светлой, солнечной части помещения. Старинная мудрая поговорка гласит: «Туда, куда заглядывает солнце, не заглядывает врач». Необходимо заранее подготовить кровать, белье, одежду, шкафчик для хранения белья, пеленальный стол, а также следующие предметы ухода: таз для подмывания; мисочка для умывания лица; мыльница и мыло…

Особое внимание надо уделять личной гигиене ребенка, уходу за кожей, которая выполняет в организме очень важные функции. Кожа новорожденного более чувстительна к загрязнению, чем кожа взрослого. Купание способствует очищению кожи и действует освежающе на весь организм. Первый раз купать новорожденного молодые родители должны в присутствии опытных лиц, имеющих детей, а в отдельных случаях — в…

В первые дни после выписки из роддома купание новорожденного представляет определенные трудности для матери. Поэтому муж должен помогать жене в подготовке к купанию ребенка: например, вымыть ванну, заготовить воду, принести необходимые для малыша вещи и др. Прежде чем налить воду в ванну, нужно подготовить все необходимое для купания предметы: кувшин для обливания, чашки с кипяченой…

Популярное
Новое Прочее