На больших предприятиях текучесть рабочей силы из-за отсутствия научно обоснованной медицинской помощи в выборе профессии, т. е. положительных рекомендаций, может достичь больших размеров и тем большее количество раз подростки сменят «несоответственные» профессии на другие также «несоответственные».

В то же время среди профессионально пригодных подростков по медицинским показаниям не должно быть текучести рабочей силы.

Таким образом, врачу (подростковому, школьному и др.), перед которым возникла необходимость решить задачу о профессиональной пригодности подростка к профессиям, связанным со сборкой изделий из мелких деталей, необходимо знать:

  • эти профессии предъявляют очень большие требования к зрительному, тактильному, двигательному анализаторам и подвижности основных нервных процессов;
  • операции, связанные со сборкой определенного изделия ежедневно и изо дня в день повторяются в одной и той же последовательности, что сравнительно быстро приводит к образованию рабочего стереотипа у профессионально пригодных подростков, отражающего всю действительность, связанную со сборкой, а у профессионально непригодных подростков не может отразиться эта действительность полностью из-за своеобразных физиологических особенностей организма.

Профессии аппаратчиков, акробатов, гимнастов, монтажников-высотников и др. в отношении образования рабочего стереотипа резко отличаются от профессий сборщиков мелких деталей. В этом отношении в каждой из упомянутых профессий имеются две стороны.

Одна принципиально не отличается от сборщиков, а другая — характеризуется внезапным возникновением сложных ситуаций со множеством информации, требующих немедленной переработки и принятия срочного, причем обязательно правильного решения. Обе эти стороны профессии постоянно существуют, но проявляются по частоте в разное время.

Например, при работе аппаратчика ежедневная работа обусловливает образование и закрепление рабочего стереотипа, но во время аварии обслуживаемого агрегата выступает на первый план другая сторона. Рассмотрим эти профессии с точки зрения выявления критериев профессиональной пригодности.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

К числу профессионально непригодных относятся лица: совершенно неспособные освоить эти профессии; очень медленно их осваивающие, причем без перспектив хорошего совершенствования организма в этой деятельности; сборщицы, научившиеся сборке изделий из более крупных деталей, но не освоившие сборку мелких (0,05 мм) деталей; подростки, которые не достигают положенной производительности труда. Высшая нервная деятельность всех указанных групп подростков характеризуется…

Теоретическое обоснование предвидения соответствия или несоответствия физиологических возможностей организма подростка требованиям, предъявляемым к нему профессией, возможно только при подходе к разрешению этого вопроса с точки зрения диалектического материализма. Следует признать, что профессиональная деятельность — это динамический рабочий стереотип, состоящий из сложного ряда условных рефлексов, отражающий в коре головного мозга всю действительность, связанную как с обучением…

Проведенные научные исследования свидетельствуют об одновременном наличии высоких порогов зрительной и тактильной чувствительности у ряда подростков, у других — только высоких порогов быстроты различения, у третьих — только высоких порогов тактильной чувствительности как до работы, так и во время работы. Сравнение показателей высшей нервной деятельности и порогов быстроты различения и тактильной чувствительности профессионально непригодных подростков…

Рассмотрим вопрос о возможности и невозможности овладения профессией. Известно, что при всяком обучении подросток вначале получает устный инструктаж, в котором указывается, какая деталь на какое место и в какой последовательности должна устанавливаться, как и чем крепиться, а затем инструктаж подкрепляется практикой. При обучении непосредственно на рабочем месте подросток должен наблюдать, как производится сборка мастером. Такая…

Профессионально непригодные подростки не способны образовать такой условный рефлекс, в котором была бы отражена вся действительность, связанная со сборкой, у них образуется условный рефлекс, правильно отражающий всю действительность лишь в той части, в которой отсутствуют движения большой скорости (0,4—1,5 секунды). Движения, производящиеся мастером со скоростью 0,4—1,5 секунды, не могут войти в рабочий стереотип при обучении,…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее