Определение профессиональной пригодности подростков к различным видам труда, профессиям и специальностям (профконсультации и профориентации)

Главная / Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста / Определение профессиональной пригодности подростков к различным видам труда, профессиям и специальностям (профконсультации и профориентации)

Значение профессионального отбора молодежи с каждым годом возрастает, так как количество лиц, впервые выбирающих себе профессию, ежегодно увеличивается при одновременном возрастании сложности профессии.

Согласно Директивам XXIII съезда КПСС количество работающих в народном хозяйстве страны достигло к 1970 г. более 92 млн. человек, из них примерно 1/10 пополнилась за счет молодежи (подростков).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что подростки являются основным резервом рабочей силы. Естественно, что этому основному резерву уделяется очень большое внимание. Существуют различные источники пополнения квалифицированными кадрами рабочей силы.

Из них следует отметить основных два вида обучения: на рабочем месте (индивидуальное и бригадное обучение) и в производственно-технических училищах. Обе упомянутые группы подростков нуждаются как в хорошем обучении, так и в правильном научно обоснованном выборе профессии.

При этом сразу же возникает вопрос, какая из избранных профессий с физиологической точки зрения наиболее приемлема и как определить эту приемлемость. Таким образом, речь идет о необходимости наличия физиологических критериев для показаний и противопоказаний профессий.

Однако, чтобы оказать всестороннюю научно обоснованную помощь в выборе и овладении профессией, необходимо провести наряду с медицинской консультацией широкое, всестороннее осведомление подростка о значении профессии. Такая работа возможна лишь при широкой научно обоснованной работе в области профессиональной ориентации. Термин профессиональной ориентации впервые был утвержден на Барселонской международной конференции (1921), в решении которой отмечалось, что при подборе подростку приемлемой профессии необходимо исходить прежде всего из индивидуальных особенностей организма.

Соответствие возможностей и особенностей подростка требованиям той или иной профессии определяется на основании данных физиологии, психологии, педагогики и других отраслей науки.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Рассмотрим данные о физиологических свойствах организма подростков, быстро и хорошо осваивающих профессии. Для высшей нервной деятельности этих подростков характерна смена как на протяжении одного исследования, так и всего дня соответствия «закона силы» на фазовые состояния, положительной индукции на последовательное торможение, укорочения латентного периода двигательной реакции во время работы и полное дифференцирование отрицательных раздражителей. Явления быстрой…


Большую практическую и теоретическую значимость представляет собой изучение профессии шлифовщиков-полировщиков малых турбинных лопаток. Практическая ее сторона определяется тем, что из числа здоровых подростков и взрослых не овладевают профессией до 80%. Нами (И. Д. Карцев и О. Н. Лебедев, 1969) в основном решен вопрос о физиологических критериях профессиональной пригодности и непригодности к данной профессии. Этими критериями…


Сопоставление показателей условнорефлекторной деятельности, порогов быстроты различения и тактильной чувствительности у подростков, хорошо и быстро осваивающих профессии сборщиков мелких деталей, свидетельствует о наличии всех данных для образования рабочего стереотипа, свойственного данному виду профессии. Закрепление стереотипа, повторение изо дня в день всех манипуляций по сборке в одной и той же последовательности, приводит к тренировке физиологических функций,…


Заслуживает большого внимания качественная и количественная характеристика физиологических показателей, входящих в комплекс критерия пригодности (непригодности). У способных учащихся и талантливых полировщиков четко проявляется взаимосвязь коры и подкорковых образований головного мозга как при воздействии раздражителей первой, так и второй сигнальных систем, тогда как у профессионально непригодных эта возможность не проявляется. Заслуживает особого внимания и тот факт,…


К числу профессионально непригодных относятся лица: совершенно неспособные освоить эти профессии; очень медленно их осваивающие, причем без перспектив хорошего совершенствования организма в этой деятельности; сборщицы, научившиеся сборке изделий из более крупных деталей, но не освоившие сборку мелких (0,05 мм) деталей; подростки, которые не достигают положенной производительности труда. Высшая нервная деятельность всех указанных групп подростков характеризуется…


Производятся ежегодные медицинские осмотры подростков. Без этих данных не представляется возможности приступить к непосредственному решению вопроса о профессиональной пригодности к конкретному виду профессии. Лишь после разделения всех подростков, подлежащих специальному исследованию, на здоровых и имеющих отклонения можно приступить к выявлению профессиональной пригодности. На дальнейшем этапе работа должна производиться подростковыми врачами в контакте со школьными, так…


Проведенные научные исследования свидетельствуют об одновременном наличии высоких порогов зрительной и тактильной чувствительности у ряда подростков, у других — только высоких порогов быстроты различения, у третьих — только высоких порогов тактильной чувствительности как до работы, так и во время работы. Сравнение показателей высшей нервной деятельности и порогов быстроты различения и тактильной чувствительности профессионально непригодных подростков…


Теоретическое обоснование предвидения соответствия или несоответствия физиологических возможностей организма подростка требованиям, предъявляемым к нему профессией, возможно только при подходе к разрешению этого вопроса с точки зрения диалектического материализма. Следует признать, что профессиональная деятельность — это динамический рабочий стереотип, состоящий из сложного ряда условных рефлексов, отражающий в коре головного мозга всю действительность, связанную как с обучением…


Рассмотрим вопрос о возможности и невозможности овладения профессией. Известно, что при всяком обучении подросток вначале получает устный инструктаж, в котором указывается, какая деталь на какое место и в какой последовательности должна устанавливаться, как и чем крепиться, а затем инструктаж подкрепляется практикой. При обучении непосредственно на рабочем месте подросток должен наблюдать, как производится сборка мастером. Такая…


Профессионально непригодные подростки не способны образовать такой условный рефлекс, в котором была бы отражена вся действительность, связанная со сборкой, у них образуется условный рефлекс, правильно отражающий всю действительность лишь в той части, в которой отсутствуют движения большой скорости (0,4—1,5 секунды). Движения, производящиеся мастером со скоростью 0,4—1,5 секунды, не могут войти в рабочий стереотип при обучении,…


Популярное
Новое Прочее