Торможение — это постоянный физиологический процесс при работе нервной системы, утомление является временным функциональным состоянием организма.

Под влиянием технического прогресса происходят большие изменения в характере труда на производстве, причем основной тенденцией этих изменений является возрастание удельного веса умственного и уменьшение физического труда. В природе человеческого труда существуют единство физического и умственного начал.

И. П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю и умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т. е. соединял голову с руками…».

Мышечная деятельность складывается из динамического и статического компонентов. При динамической работе происходит различное сокращение мышц, способствующее усилению кровообращения.

При статической работе отдельные мышцы находятся в длительном напряжении, что оказывает тормозящее действие на кровообращение. Статическая работа значительно утомительнее, чем динамическая, и часто сопровождается болезненными ощущениями в мышцах.

Чем больше выражен статический компонент, тем более неблагоприятно действие работы, тем коэффициент полезного действия ниже, тем хуже влияние такой работы на центральную нервную, сердечнососудистую систему и систему дыхания.

Однако при этом статическое усилие вызывает незначительное учащение ритма пульсовых ударов, меньшее потребление кислорода и энергетических затрат, чем при динамической.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Суточная периодика физиологических процессов (колебаний пульса, температура тела и др.) подростков отличается от взрослых более ранним наступлением дневного максимума и ночного минимума. В связи с этим нецелесообразно переносить активную учебную и производственную деятельность подростков на вечернее время. При установлении суточного режима подростков важное значение имеет также правильное определение времени начала трудовой деятельности утром. Так, например,…

Обеденные перерывы должны быть использованы не только для приема пищи, но и для игр на открытом воздухе. Трудовой процесс как при физической, так и при умственной работе имеет несколько этапов на протяжении рабочего дня: период «врабатывания», наступление «рабочего сдвига», с максимальной производительностью труда при благоприятных физиологических сдвигах и конечный отрезок рабочего дня, в течение которого…

Дозировка физических упражнений устанавливается в зависимости от состояния сердечно-сосудистой системы, функциональная способность которой определяется возрастными особенностями. Наблюдения за группой наборщиков в полиграфическом училище, проведенные Л. Г. Груевой (1966), показали, что наиболее благоприятные показатели условнорефлекторных реакций и вегетативной реактивности были получены у тех подростков, которые к началу обучения имели спортивные разряды. Однако надо иметь в виду,…

Значительная нагрузка учебной и производственной работой неблагоприятно сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья подростков, в результате чего у подростков наступает утомление значительно раньше, чем у взрослых, причем это наиболее выражено в последние дни рабочей недели. При суммарной большой нагрузке (физической и умственной) наблюдаются замедленные реакции на раздражители со стороны различных систем организма, свидетельствующие…

Целесообразно выделение групп подростков от контингента взрослых учащихся в целях установления режима учебы, учитывающего специфические особенности юношеского возраста. Следует максимально приблизить места занятий вечерних школ к предприятиям, где подростки работают. В вечерних школах следует установить перерывы между уроками (не менее 10 минут). Для обеспечения нормального режима питания необходима организация приема горячей пищи в школе. Новая…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее