Утомление, возникающее при статических усилиях

Утомление, возникающее при статических усилиях, не является местным процессом. Основными процессами, определяющими состояние человека и его отдельных органов во время работы, являются процессы, протекающие в мозгу, что же касается физиологических и морфологических изменений, происходящих на периферии в самих работающих мышцах, то они являются вторичными, не определяющими суть работы и утомления.

Следовательно, статические усилия характеризуются: небольшими вегетативными сдвигами, подъемом минимального давления, падением величины пульсового давления, малыми энергетическими затратами, «феноменом Линдгардта» в восстановительном периоде, тормозным состоянием клеток коры головного мозга. При сильном утомлении ряд авторов наблюдали дискоординацию деятельности двигательного аппарата и некоторых вегетативных функций, которая проявлялась в непроизвольных движениях в других мышечных группах, аритмии дыхания, учащении пульса, покраснении лица, потоотделении.

Многочисленными исследованиями выявлено благоприятное влияние динамической работы, в частности умеренной трудовой деятельности на организм подростков.

Под влиянием производственного обучения постепенно тренируется сердечно-сосудистая система: укрепляется сердечная мышца, тонизируется вегетативная нервная система, происходит более быстрое образование временных связей в двигательном анализаторе.

При этом выявляется способность подростков адаптироваться к требованиям производственной среды и трудовой деятельности.

При наличии гигиенических условий труда: какие бы стороны воздействия трудового процесса на организм подростков ни изучались, ни в одном из исследований нами не было обнаружено каких-либо сдвигов, которые можно было бы считать неблагоприятными сигналами нарушения нормального роста или развития подростков.

Т. С. Криворучко и А. Г. Гулько (1962) при исследовании работающих подростков Кишинева на основании сдвигов физиологических функций выявили, что работа на предприятиях легкой промышленности для подростков возможна. Хотя работа предъявляет повышенные требования к нервно-мышечному аппарату и зрительному анализатору.

Н. В. Ростамбекова (1962) пришла к такому же выводу в отношении подростков, работающих в прядильных цехах. С. И. Крапивинцева, О. И. Галецкая, В. Н. Артамонова, Н. Н. Малинская (1960) выявили значение тренированности для подростков 14 1/2—15 лет при обучении профессии слесаря-инструментальщика.

У лиц с физическим развитием выше среднего тренированность возросла значительно больше, чем у подростков, имеющих среднее и физическое развитие. Приведенные авторы показали, что данный труд для подростков 14 1/2—15 лет в первоначальный период является напряженным в результате малой тренированности.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Торможение — это постоянный физиологический процесс при работе нервной системы, утомление является временным функциональным состоянием организма. Под влиянием технического прогресса происходят большие изменения в характере труда на производстве, причем основной тенденцией этих изменений является возрастание удельного веса умственного и уменьшение физического труда. В природе человеческого труда существуют единство физического и умственного начал. И. П. Павлов…

Тренированность у подростков после 6—7 месяцев работы возросла, однако, к 10-му месяцу обучения она значительно снизилась у подростков со средним уровнем физического развития. Наблюдения показали, что подросткам легко дается работа, связанная с тонкой дифференцировкой производственного процесса. В этом сказывается быстрота формирования приспособительных механизмов у подростков и высоких функциональных способностей организма. Овладение оптимальным темпом рабочих движений…

Производительность труда подростков составляла по отношению к взрослым (И. Н. Яковлева, 1958) в единицу времени при одинаковых условиях работы по опиловке металла 68,1—65,9%, причем у подростков 14 лет к концу второго часа работы производительность снижалась на 24,2%, у подростков 16 лет — на 24,8%, в то время как у взрослых — только на 4,2%. К…

Рациональный трудовой режим требует обеспечения оптимальной продолжительности рабочего дня, благоприятных темпов и ритмов работы, постепенности вхождения в работу, сменности операций, ограничения статических напряжений, организации перерыва для отдыха и приема пищи, введения производственной гимнастики как фактора активного отдыха подростков. Предпосылкой к рациональной организации режима труда и отдыха для подростков является обеспечение благоприятных условий внешней производственной среды….

Период непрерывной работы может быть увеличен на втором году обучения до 80 минут и затем до 1 1/2 часов и только на третьем году обучения возможен переход на режим дня, установленный для рабочих соответствующего возраста. Ритмичная работа обеспечивает правильное накопление и расходование сил, ритмичную смену процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Низкая плотность…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее