Период непрерывной работы может быть увеличен на втором году обучения до 80 минут и затем до 1 1/2 часов и только на третьем году обучения возможен переход на режим дня, установленный для рабочих соответствующего возраста.

Ритмичная работа обеспечивает правильное накопление и расходование сил, ритмичную смену процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Низкая плотность рабочего времени, частые отвлечения нарушают ритм, приводят к ухудшению физиологических показателей и работоспособности. Для обеспечения ритмичности работы порядок дня не следует часто менять, он должен быть постоянным и четким.

Однако при неизменности ритма темпы и нагрузки могут меняться путем смены трудовых процессов. Чередование процессов, разнородность рабочих операций способствует устранению тормозящего влияния длительной однообразной работы, обеспечивая более эффективные условия производственного обучения и работы подростков на производстве.

Переключения с одного вида деятельности на другой, чередование умственной и физической работы, теоретического и производственного обучения обусловливают чередование соответствующих комплексов раздражителей пассивного восприятия и активной деятельности.

Целесообразное чередование этих элементов в течение дня благоприятно сказывается на силе и подвижности нервных процессов. Отсюда вытекает, что не следует сосредоточивать теоретические занятия в одной половине недели, а производственную практику — в другой.

Нецелесообразно также такая организация производственного обучения, при которой в течение длительного времени проводится обучение какой-либо одной операции.

Выполнение таких однородных работ вызывает быстрое утомление у подростка и, наоборот, при чередовании различных операций увеличивается производительность труда, уменьшается затрата энергии.

Следовательно, во избежание монотонности труда важно чередование нескольких рабочих операций в течение дня.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Обеденные перерывы должны быть использованы не только для приема пищи, но и для игр на открытом воздухе. Трудовой процесс как при физической, так и при умственной работе имеет несколько этапов на протяжении рабочего дня: период «врабатывания», наступление «рабочего сдвига», с максимальной производительностью труда при благоприятных физиологических сдвигах и конечный отрезок рабочего дня, в течение которого…

Дозировка физических упражнений устанавливается в зависимости от состояния сердечно-сосудистой системы, функциональная способность которой определяется возрастными особенностями. Наблюдения за группой наборщиков в полиграфическом училище, проведенные Л. Г. Груевой (1966), показали, что наиболее благоприятные показатели условнорефлекторных реакций и вегетативной реактивности были получены у тех подростков, которые к началу обучения имели спортивные разряды. Однако надо иметь в виду,…

Значительная нагрузка учебной и производственной работой неблагоприятно сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья подростков, в результате чего у подростков наступает утомление значительно раньше, чем у взрослых, причем это наиболее выражено в последние дни рабочей недели. При суммарной большой нагрузке (физической и умственной) наблюдаются замедленные реакции на раздражители со стороны различных систем организма, свидетельствующие…

Целесообразно выделение групп подростков от контингента взрослых учащихся в целях установления режима учебы, учитывающего специфические особенности юношеского возраста. Следует максимально приблизить места занятий вечерних школ к предприятиям, где подростки работают. В вечерних школах следует установить перерывы между уроками (не менее 10 минут). Для обеспечения нормального режима питания необходима организация приема горячей пищи в школе. Новая…

Торможение — это постоянный физиологический процесс при работе нервной системы, утомление является временным функциональным состоянием организма. Под влиянием технического прогресса происходят большие изменения в характере труда на производстве, причем основной тенденцией этих изменений является возрастание удельного веса умственного и уменьшение физического труда. В природе человеческого труда существуют единство физического и умственного начал. И. П. Павлов…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее