Развитие зрительного восприятия (Связь с развитием движения рук)

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Невропсихическое развитие грудного ребенка / Развитие зрительного восприятия (Связь с развитием движения рук)

Развитие зрения тесно взаимосвязано с развитием движения руки. До 3-го мес ребенок осуществляет движения руками, не фиксируя их взором. После 3-го мес ребенок начинает хватать одну руку другой и взаимно их ощупывает: он открыл руку рукой.

Вскоре эти движения начинает он контролировать и управлять ими взглядом: ребенок открыл руку глазами. В то же время он начинает осознавать различие между рукой и предметом: движением руки он может управлять непосредственно, движением игрушки посредством руки.

Одновременно ребенок узнает, что привести предмет в движение он может только в таком случае, если рука с предметом сближается: из неопределенной тенденции соединиться с предметом постепенно возникает произвольная тенденция схватить предмет.

Внешне этот процесс проявляется переходом нескоординированных движений в координированные сознательные хватательные движения. Такое развитие возможно при условии тесного взаимодействия зрения и моторики. В начале 4-го мес ребенок тянется к предметам, находящимся непосредственно перед ним. Постепенно более уверенно тянется к предметам, находящимся и сбоку от него, позднее и к предметам отдаленным.

Если он захватывает, хотя неодинаковыми, но одинаково уверенными движениями и близкие и отдаленные предметы, то этот факт свидетельствует о том, что ребенок способен взглядом различить расстояние предмета, из чего вытекает, что он воспринимает предмет не только в горизонтальной плоскости, но и в пространстве.

Такая способность становится резко выраженной в третьей четверти жизни (между 6-м и 9-м мес). Этому способствует развитие процесса ползания, как и развитие манипулятивной способности. Ползая, ребенок может осматривать предметы с разных сторон и расстояний, и таким образом узнавать, как они оптически меняются. Подобную функцию выполняет развитие манипулятивной активности.

В одинаковый период (6 — 9 мес) дети с удовольствием вкладывают пальцы или всю кисть внутрь предметов (в посуду, коробки и т. п.), засовывают полые предметы один в другой (блюдечко в блюдечко), с удовольствием открывают ящики, шкафы и пр.

В результате подобной практической деятельности ребенок объединяет и сравнивает оптические импульсы с тактильными и кинетическими и осознает физические свойства предметов и учится, таким образом, безошибочно оценивать тень физического тела и искажение перспективы его стенок как явления, характерные именно физическим телам. К концу 1-го года жизни ребенок умеет распознавать зрительным анализатором и некоторые физические свойства предметов.

Наблюдая за поверхностями и одновременно ощупывая гладкие и шероховатые, ровные, круглые и ломаные поверхности, он учится приведенные свойства распознавать простым глазом, не дотрагиваясь до них. Итак, развитие зрительного восприятия обусловлено тем, что ребенок, практически манипулируя с предметами и передвигаясь в пространстве, приобретает все более богатый опыт.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Ребенок криком выражает свое недовольство тем, что с ним манипулируют и что его приводят в необычные и для него затруднительные позы. Поэтому первые лечебные приемы и первые реабилитационные действия следует приспосабливать к тому, чтобы обеспечить спокойное состояние ребенка. С испуганным, мечущимся и кричащим ребенком очень трудно работать, кроме того, можно предполагать, что при дальнейших «сеансах»…

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации,…

Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем…

С целью реабилитации мы используем установочный рефлекс, пищевые рефлексы, рефлексы отдергивания при болевых ощущениях и наоборот поисковые движения во время обследования и т. п. Таким образом, можно говорить о лечебно-коррекционных приемах, основанных не только на строгих упражнениях, но и на мотивированных или обусловленных в самом широком смысле слова игровой деятельностью, кормлением и пр. Для практических…

Термин «минимальная мозговая дисфункция» применяется по отношению к детям, обладающим почти средним, средним или незначительно выше среднего уровнем интеллекта, у которых отмечаются определенные затруднения в обучении, как и поведенческие нарушения, ассопирующиеся с функциональными отклонениями ЦНС. Отдельные главные группы признаков могут давать разные комбинации. Имеются в виду преимущественно нарушения перцепции, концептуализации, расстройства речи, памяти, внимания, эффективность…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее