Развитие социального поведения и речи (На 8 — 9-м мес жизни)

На 8 — 9-м мес жизни у ребенка, кроме манипулятивной игровой деятельности, появляются первые социального характера типы общения, т. е. совместная игровая деятельность с взрослыми. Ребенок начинает понимать игру «в прятки», играет «идет коза рогатая», радостно смеется, если с ним поиграть в «гонки».

Он еще не умеет выражать свои желания словами, но умеет выражать взглядом, мимикой лица, жестом руки, как и разными характеристическими звуками. На 6-м мес он реагирует на улыбку взрослого улыбкой и морщится в ответ на мрачное лицо, но приблизительно на 9-м мес уже делает различие между шуткой и «серьезным положением» и поэтому смеется, если мать, шутя, морщится на него. Он умеет не только смеяться, но от смеха заикается.

Возникает явно дифференцированное отношение к лицам: обычно он отдает предпочтение лицу, больше всего за ним ухаживающему, т. е. матери. Появляются более тонкие и более сложные дифференциальные отношения, например, ребенок, привык, что кормит его мать, но играет предпочтительно с отцом.

Некоторые дети начинают бояться незнакомых лиц или стесняются их, не разрешают чужому человеку покачать его на руках, жмутся к матери или прячутся у нее на руках, но через некоторое время начинают с любопытством поглядывать на новое лицо, устанавливая с ним контакт. В третьей четверти жизни отмечается значительный прогресс в развитии речи. К концу 6-го мес ребенок реагирует на 2 — 3 слова: поворачивает голову к предмету, услышав его название.

Сначала он поворачивает голову, например, к лампе, если определенный человек спрашивает о ней в определенной ситуации определенными словами. Однако постепенно можно условия до некоторой степени изменять, так как ребенок уже способен к определенной примитивной абстракции.

Постепенно можно поставить вопрос в другом месте, его может произнести другой человек, и ребенок посмотрит на лампу, как в кухне, так и в комнате. На 7 — 9-м мес жизни ребенок умеет реагировать на словесные инструкции разными движениями. В это время он учится хлопать в ладоши, услышав вопрос «Как делают ладушки?», умеет помахать рукой, услышав «Сделай до свидания», или поднимает руку, показывая, какой он большой. В конце 9-го мес дети реагируют разнообразным способом на некоторые слова, называющие лиц, животных или предметы и т. д. Запас слов обращенной речи (пассивный запас) быстро нарастает. Активная речь развивается в 3-й четверти жизни медленнее.

На 6-м мес дети в состоянии произносить некоторые двугласные слоги (ма, та, ба), на 7-м мес они произносят эти слоги в цепочках (ма-ма-ма, та-та-та), на 8-м мес дублируют, произносят слоги удвоенными (ма-ма, та-та). Пока дети произносят слоги ма-ма» в разнообразных ситуациях без отношения к матери, говорят о лепете, т. е. ребенок только играет с голосовыми органами. Как только из поведения ребенка становится очевидным, что произнесение слогов ма-ма» он сознательно употребляет по отношению к матери, то данные голосовые проявления становятся словом; это обыкновенно происходит в последней четверти 1-го года жизни ребенка. К концу 12-го мес понимание обращенной речи развивается до той меры, что хорошо воспитанный ребенок понимает, что говорят в знакомых ему ежедневных ситуациях.

Приблизительно на 10 — 11-м мес жизни он способен произнести первое активное слово, после 12-го мес запас слов увеличивается.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем…

С целью реабилитации мы используем установочный рефлекс, пищевые рефлексы, рефлексы отдергивания при болевых ощущениях и наоборот поисковые движения во время обследования и т. п. Таким образом, можно говорить о лечебно-коррекционных приемах, основанных не только на строгих упражнениях, но и на мотивированных или обусловленных в самом широком смысле слова игровой деятельностью, кормлением и пр. Для практических…

Термин «минимальная мозговая дисфункция» применяется по отношению к детям, обладающим почти средним, средним или незначительно выше среднего уровнем интеллекта, у которых отмечаются определенные затруднения в обучении, как и поведенческие нарушения, ассопирующиеся с функциональными отклонениями ЦНС. Отдельные главные группы признаков могут давать разные комбинации. Имеются в виду преимущественно нарушения перцепции, концептуализации, расстройства речи, памяти, внимания, эффективность…

Спонтанная двигательная активность отмечается на всех возрастных этапах. Если, например, более старший с пораженной подвижностью ребенок (например, на 10 — 12-м мес жизни), устойчив только в положении на спине, то даже при отсутствии любого пареза большинство его спонтанных двигательных проявлений неизбежно развивается атипично. Если его тренировать в фазной моторной активности, свойственной высшим возрастным этапам, без…

Аналогичную клиническую картину дает также депривация, как исключительно сенсорная, так и социальная. В порядке встречаемости отдельные признаки можно перечислить следующим образом: гиперактивность; перцепционно-моторные нарушения; эмоциональная лабильность; дефекты координации; весьма кратковременное внимание, рассеянность и персеверация; повышенная импульсивность; нарушения памяти и мышления; специфические нарушения при обучении чтению, письму, счету и правописанию; расстройства речи и слуха; небольшие неврологические…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее