Критерии профессиональной пригодности для профессий, связанных со сборкой мелких деталей

Все профессии, связанные со сборкой мелких деталей, характеризуются очень быстрыми, точными движениями, быстрым различением мелких деталей, их установкой в заданном месте и часто со сваркой, нередко проводимой под контролем микроскопа. Все это вместе взятое указывает на большие требования, предъявляемые к зрительному, тактильному анализаторам и высшей нервной деятельности, в частности к подвижности основных нервных процессов.

Каждое из указанных свойств в отдельности или все в определенной совокупности являются раздражителями, действующими через зрительный и другие анализаторы, посылают импульсы в центральную нервную систему. Таким образом, согласно положению академика П. К. Анохина, под влиянием процесса сборки формируется функциональная система как единица интегративной деятельности организма. Тем самым предъявляются определенные, свойственные только для данных видов профессий, требования к организму.

Однако наряду с этими свойствами, присущими только данным профессиям, на организм действуют и другие факторы. К числу таких условий и действий при сборке мелких деталей относятся вынужденное положение тела, монотонность в работе, повышенная температура воздуха и др.

На основании многочисленных научных исследований сделаны определенные выводы о физиологических критериях профессиональной пригодности к этим профессиям. Установлено, что о профессиональной пригодности и непригодности можно судить только по комплексу показателей.

К ним относятся подвижность основных нервных процессов, пороги тактильной чувствительности и быстроты различения, хорошо выраженное взаимоотношение коры головного мозга и подкорковых образований.

Кроме указанных показателей, мы всегда обследовали и другие физиологические функции, это позволяет сделать заключение о влиянии на организм факторов, присущих не только данной профессии. В тех случаях, когда выявлялась профессиональная непригодность подростка к данному виду профессий, как правило, весь обширный комплекс физиологических исследований мог быть использован как положительный показатель для других профессий.

Без широкого круга исследования нельзя было бы судить о физиологическом механизме, лежащем в основе профессиональной пригодности.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

К числу профессионально непригодных относятся лица: совершенно неспособные освоить эти профессии; очень медленно их осваивающие, причем без перспектив хорошего совершенствования организма в этой деятельности; сборщицы, научившиеся сборке изделий из более крупных деталей, но не освоившие сборку мелких (0,05 мм) деталей; подростки, которые не достигают положенной производительности труда. Высшая нервная деятельность всех указанных групп подростков характеризуется…

Производятся ежегодные медицинские осмотры подростков. Без этих данных не представляется возможности приступить к непосредственному решению вопроса о профессиональной пригодности к конкретному виду профессии. Лишь после разделения всех подростков, подлежащих специальному исследованию, на здоровых и имеющих отклонения можно приступить к выявлению профессиональной пригодности. На дальнейшем этапе работа должна производиться подростковыми врачами в контакте со школьными, так…

Проведенные научные исследования свидетельствуют об одновременном наличии высоких порогов зрительной и тактильной чувствительности у ряда подростков, у других — только высоких порогов быстроты различения, у третьих — только высоких порогов тактильной чувствительности как до работы, так и во время работы. Сравнение показателей высшей нервной деятельности и порогов быстроты различения и тактильной чувствительности профессионально непригодных подростков…

Теоретическое обоснование предвидения соответствия или несоответствия физиологических возможностей организма подростка требованиям, предъявляемым к нему профессией, возможно только при подходе к разрешению этого вопроса с точки зрения диалектического материализма. Следует признать, что профессиональная деятельность — это динамический рабочий стереотип, состоящий из сложного ряда условных рефлексов, отражающий в коре головного мозга всю действительность, связанную как с обучением…

Рассмотрим вопрос о возможности и невозможности овладения профессией. Известно, что при всяком обучении подросток вначале получает устный инструктаж, в котором указывается, какая деталь на какое место и в какой последовательности должна устанавливаться, как и чем крепиться, а затем инструктаж подкрепляется практикой. При обучении непосредственно на рабочем месте подросток должен наблюдать, как производится сборка мастером. Такая…

Популярное
Новое Прочее