Рассмотрим данные о физиологических свойствах организма подростков, быстро и хорошо осваивающих профессии. Для высшей нервной деятельности этих подростков характерна смена как на протяжении одного исследования, так и всего дня соответствия «закона силы» на фазовые состояния, положительной индукции на последовательное торможение, укорочения латентного периода двигательной реакции во время работы и полное дифференцирование отрицательных раздражителей.

Явления быстрой смены «закона силы» на фазовые состояния и, наоборот, фазовых состояний на «закон силы», по данным Н. И. Красногорского (1951, 1958), свидетельствуют о хорошей подвижности основных нервных процессов, об этом же свидетельствует наличие явлений положительной индукции.

О хорошей концентрации возбудительного и тормозного процессов, а также усилении возбудительного процесса свидетельствует укорочение латентного периода на положительные раздражители во время работы.

Появление фазовых состояний, удлинение латентного периода двигательной реакции в различные периоды работы и проявление последовательного торможения, по нашему мнению, свидетельствуют о проявлении утомления, вызванного сборкой мелких деталей и условиями работы. Однако отсутствие застойных явлений, т. е. быстрая смена одних процессов на противоположные, указывает на то, что они не снимают на протяжении рабочего времени хорошей подвижности основных нервных процессов, хорошей концентрации, а также усиления возбудительного процесса в определенные периоды.

Таким образом, изучение ряда физиологических функций у быстро осваивающих профессию, связанную со сборкой мелких деталей, и хорошо работающих сборщиц наряду с изменениями, свидетельствующими об утомлении (фазовые состояния, удлинение латентного периода двигательной реакции и др.), всегда выявляет такие изменения, которые способствуют хорошей профессиональной деятельности и быстрому обучению.

Эти изменения выражались в длительном тоническом возбуждении.

Лишь к концу дня, т. е. через 6 часов работы, наблюдалось появление фазового состояния возбудительного процесса (парадоксальная фаза). Непостоянно наблюдавшиеся явления фазовых состояний указывают не только на наличие утомления, обусловленного профессиональной деятельностью в течение дня, но и на хорошую подвижность основных нервных процессов.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Рассмотрим вопрос о возможности и невозможности овладения профессией. Известно, что при всяком обучении подросток вначале получает устный инструктаж, в котором указывается, какая деталь на какое место и в какой последовательности должна устанавливаться, как и чем крепиться, а затем инструктаж подкрепляется практикой. При обучении непосредственно на рабочем месте подросток должен наблюдать, как производится сборка мастером. Такая…

Профессионально непригодные подростки не способны образовать такой условный рефлекс, в котором была бы отражена вся действительность, связанная со сборкой, у них образуется условный рефлекс, правильно отражающий всю действительность лишь в той части, в которой отсутствуют движения большой скорости (0,4—1,5 секунды). Движения, производящиеся мастером со скоростью 0,4—1,5 секунды, не могут войти в рабочий стереотип при обучении,…

Большое значение для практики и теории имеет правильное понимание взаимоотношений результатов исследований в области медицинских противопоказаний для подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья и показаний для здоровых лиц в зависимости от профессиональной пригодности. В этом отношении наши данные указывают, что помощь в выборе профессии подростку, впервые выбирающему себе профессию, в первую очередь должна исходить…

На больших предприятиях текучесть рабочей силы из-за отсутствия научно обоснованной медицинской помощи в выборе профессии, т. е. положительных рекомендаций, может достичь больших размеров и тем большее количество раз подростки сменят «несоответственные» профессии на другие также «несоответственные». В то же время среди профессионально пригодных подростков по медицинским показаниям не должно быть текучести рабочей силы. Таким образом,…

В Советском Союзе подростки имеют широкий доступ к профессии аппаратчиков. Эта профессия является ведущей в химической промышленности, производстве биологических препаратов и др. Аппаратчиков готовят в системе профессионально-технических училищ и индивидуально непостредственно на производстве. Основное содержание работы аппаратчиков заключается в регулировании технологического процесса при помощи пультов управления или вручную, если аппаратура автоматического регулирования выходит из строя….

Популярное
Новое Прочее