Рассмотрим вопрос о возможности и невозможности овладения профессией. Известно, что при всяком обучении подросток вначале получает устный инструктаж, в котором указывается, какая деталь на какое место и в какой последовательности должна устанавливаться, как и чем крепиться, а затем инструктаж подкрепляется практикой.

При обучении непосредственно на рабочем месте подросток должен наблюдать, как производится сборка мастером. Такая инструкция, будучи правильно понята, действует неопределенно долгое время.

Если эта инструкция повторяется ежедневно в одной и той же последовательности, в одних и тех же условиях и сопровождается одинаковым показом, то через определенное время у обучающегося образуется рабочий стереотип, отражающий в коре головного мозга всю действительность, связанную со сборкой.

При этом у подростка формируется тип поведения, для которого характерно постепенное усвоение в практической и теоретической форме опыта учителя. В привычных повторяющихся ситуациях, при обучении, если образовавшийся стереотип отражает правильно всю действительность, связанную со сборкой, у подростков вырабатываются хорошо автоматизированные действия. Подростки, профессионально пригодные и непригодные в отношении инструктажа, находятся в одинаковых условиях. Оба они получили предварительную инструкцию.

Оба хорошо ее поняли. Обоим производится в одинаковой форме показ сборки. Однако их физиологические возможности чрезвычайно различны. Профессионально пригодные подростки очень быстро (за 0,1—0,2 секунды), рассмотрев каждую очередную деталь, правильно берут ее и ставят, а затем закрепляют на соответствующее, положенное ей место.

У них выработался, а затем хорошо закрепился условный рефлекс в виде рабочего стереотипа, правильно отражающий всю действительность, связанную со сборкой. У таких подростков получается прямая и обратная связь как через зрительный, так и через тактильный анализаторы, так как пороги чувствительности их очень низкие, и состояние центральной нервной системы отвечает должным образом на все требования, предъявляемые к организму профессиональной деятельностью.

В данном случае нет расхождения между принятым решением и его выполнением.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Профессиональная пригодность подростков к различным профессиям определяется как соответствие физиологических возможностей и особенностей организма требованиям, предъявляемым профессией организму. Отсутствие такого соответствия определяет профессиональную непригодность к данному виду профессий. Профессиональная непригодность зависит иногда от особенностей данного организма, в результате чего подросток не может освоить профессию. Иногда обучение этой профессии затягивается при слишком медленном приспособлении организма к…

Изменения тактильной чувствительности совпадает с изменениями возбудительного процесса коры головного мозга, который значительно возрос у подростков 16—17 и 17—18 лет, по сравнению с тем, который был у них в возрасте 15—16 лет. Эти изменения свидетельствуют не только о повысившейся тактильной чувствительности, но по ним косвенно можно судить и об улучшении подвижности основных нервных процессов. Повышение…

Физиологические функции, при исследовании которых возможно установить профессиональную пригодность, называются функциями, определяющими профессиональную пригодность. Физиологические критерии, по которым можно судить о профессиональной пригодности подростка к данному виду профессий, называются положительными показателями, а критерии, по которым устанавливается профессиональная непригодность,— отрицательными. Отрицательный показатель нельзя смешивать с медицинскими противопоказаниями к приему на работу подростков, имеющих различные отклонения в…

В этой главе нами были рассмотрены свойства ряда профессий (аппаратчики, артисты цирка, вычислители-программисты и др.), требования, предъявляемые ими к организму, положительные и отрицательные физиологические показатели профессиональной пригодности. Было обращено также внимание на важный с точки зрения возможности овладения профессией факт, что при работе в области этих профессий ошибиться нельзя, так как это связано с жизнью…

Все профессии, связанные со сборкой мелких деталей, характеризуются очень быстрыми, точными движениями, быстрым различением мелких деталей, их установкой в заданном месте и часто со сваркой, нередко проводимой под контролем микроскопа. Все это вместе взятое указывает на большие требования, предъявляемые к зрительному, тактильному анализаторам и высшей нервной деятельности, в частности к подвижности основных нервных процессов. Каждое…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее