Рассмотрим вопрос о возможности и невозможности овладения профессией. Известно, что при всяком обучении подросток вначале получает устный инструктаж, в котором указывается, какая деталь на какое место и в какой последовательности должна устанавливаться, как и чем крепиться, а затем инструктаж подкрепляется практикой.

При обучении непосредственно на рабочем месте подросток должен наблюдать, как производится сборка мастером. Такая инструкция, будучи правильно понята, действует неопределенно долгое время.

Если эта инструкция повторяется ежедневно в одной и той же последовательности, в одних и тех же условиях и сопровождается одинаковым показом, то через определенное время у обучающегося образуется рабочий стереотип, отражающий в коре головного мозга всю действительность, связанную со сборкой.

При этом у подростка формируется тип поведения, для которого характерно постепенное усвоение в практической и теоретической форме опыта учителя. В привычных повторяющихся ситуациях, при обучении, если образовавшийся стереотип отражает правильно всю действительность, связанную со сборкой, у подростков вырабатываются хорошо автоматизированные действия. Подростки, профессионально пригодные и непригодные в отношении инструктажа, находятся в одинаковых условиях. Оба они получили предварительную инструкцию.

Оба хорошо ее поняли. Обоим производится в одинаковой форме показ сборки. Однако их физиологические возможности чрезвычайно различны. Профессионально пригодные подростки очень быстро (за 0,1—0,2 секунды), рассмотрев каждую очередную деталь, правильно берут ее и ставят, а затем закрепляют на соответствующее, положенное ей место.

У них выработался, а затем хорошо закрепился условный рефлекс в виде рабочего стереотипа, правильно отражающий всю действительность, связанную со сборкой. У таких подростков получается прямая и обратная связь как через зрительный, так и через тактильный анализаторы, так как пороги чувствительности их очень низкие, и состояние центральной нервной системы отвечает должным образом на все требования, предъявляемые к организму профессиональной деятельностью.

В данном случае нет расхождения между принятым решением и его выполнением.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Согласно постановлению № 629 Комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, подростки к производственной практике в основные цеха химической промышленности допускаются не более чем на 3 часа. Однако врач должен дать научно обоснованное заключение о профессиональной пригодности при направлении в ПТУ и для обучения непосредственно на производстве. Основной профессией для подростков в…

При ликвидации аварий задачи, возникающие перед аппаратчиками, в большинстве случаев не отличаются по существу большой сложностью; отличаются лишь необычностью условия их решения. Тем не менее у профессионально непригодных лиц наблюдаются случаи проявления грубых, лишенных какого-либо технического смысла действий. Несоответственное поведение в такой сложной ситуации бывает у сравнительно небольшого числа аппаратчиков, но бывают случаи полной несостоятельности…

Изучение высшей нервной деятельности профессионально непригодных подростков говорит о невыраженности вегетативного компонента условного рефлекса, об отсутствии заметной реакции со стороны подкорковых образований головного мозга в ответ на раздражители первой и второй сигнальных систем до и после выработки условного рефлекса в состоянии покоя, т. е. до испытания в сложных ситуациях, о значительном удлинении латентного периода двигательной…

В настоящем разделе представлены данные о физиологических критериях профессиональной пригодности подростков к профессии вычислителя-программиста. Суть деятельности представителей этой профессии несомненно связана с математикой, абстрактным мышлением и обобщением имеющихся данных. Различаются вычислители 1, 2 и 3 разрядов. Вычислитель 1-го разряда выполняет работы, связанные с вычислением на настольных вычислительных машинах, с построением графиков или с работой на…

Профессиональная ориентация включает в себя: осведомление подростка о профессиях; консультации, в том числе медицинские; научные исследования. Лишь такой широкий размах работы позволит глубоко, всесторонне и успешно решить вопросы профессиональной консультации, когда все подростки могут получить полное представление не только о значимости той или иной профессии для государства, но и о положительных и отрицательных влияниях на…

Популярное
Новое Прочее