Рассмотрим вопрос о возможности и невозможности овладения профессией. Известно, что при всяком обучении подросток вначале получает устный инструктаж, в котором указывается, какая деталь на какое место и в какой последовательности должна устанавливаться, как и чем крепиться, а затем инструктаж подкрепляется практикой.

При обучении непосредственно на рабочем месте подросток должен наблюдать, как производится сборка мастером. Такая инструкция, будучи правильно понята, действует неопределенно долгое время.

Если эта инструкция повторяется ежедневно в одной и той же последовательности, в одних и тех же условиях и сопровождается одинаковым показом, то через определенное время у обучающегося образуется рабочий стереотип, отражающий в коре головного мозга всю действительность, связанную со сборкой.

При этом у подростка формируется тип поведения, для которого характерно постепенное усвоение в практической и теоретической форме опыта учителя. В привычных повторяющихся ситуациях, при обучении, если образовавшийся стереотип отражает правильно всю действительность, связанную со сборкой, у подростков вырабатываются хорошо автоматизированные действия. Подростки, профессионально пригодные и непригодные в отношении инструктажа, находятся в одинаковых условиях. Оба они получили предварительную инструкцию.

Оба хорошо ее поняли. Обоим производится в одинаковой форме показ сборки. Однако их физиологические возможности чрезвычайно различны. Профессионально пригодные подростки очень быстро (за 0,1—0,2 секунды), рассмотрев каждую очередную деталь, правильно берут ее и ставят, а затем закрепляют на соответствующее, положенное ей место.

У них выработался, а затем хорошо закрепился условный рефлекс в виде рабочего стереотипа, правильно отражающий всю действительность, связанную со сборкой. У таких подростков получается прямая и обратная связь как через зрительный, так и через тактильный анализаторы, так как пороги чувствительности их очень низкие, и состояние центральной нервной системы отвечает должным образом на все требования, предъявляемые к организму профессиональной деятельностью.

В данном случае нет расхождения между принятым решением и его выполнением.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Все профессии, связанные со сборкой мелких деталей, характеризуются очень быстрыми, точными движениями, быстрым различением мелких деталей, их установкой в заданном месте и часто со сваркой, нередко проводимой под контролем микроскопа. Все это вместе взятое указывает на большие требования, предъявляемые к зрительному, тактильному анализаторам и высшей нервной деятельности, в частности к подвижности основных нервных процессов. Каждое…

Большую практическую и теоретическую значимость представляет собой изучение профессии шлифовщиков-полировщиков малых турбинных лопаток. Практическая ее сторона определяется тем, что из числа здоровых подростков и взрослых не овладевают профессией до 80%. Нами (И. Д. Карцев и О. Н. Лебедев, 1969) в основном решен вопрос о физиологических критериях профессиональной пригодности и непригодности к данной профессии. Этими критериями…

Рассмотрим данные о физиологических свойствах организма подростков, быстро и хорошо осваивающих профессии. Для высшей нервной деятельности этих подростков характерна смена как на протяжении одного исследования, так и всего дня соответствия «закона силы» на фазовые состояния, положительной индукции на последовательное торможение, укорочения латентного периода двигательной реакции во время работы и полное дифференцирование отрицательных раздражителей. Явления быстрой…

Заслуживает большого внимания качественная и количественная характеристика физиологических показателей, входящих в комплекс критерия пригодности (непригодности). У способных учащихся и талантливых полировщиков четко проявляется взаимосвязь коры и подкорковых образований головного мозга как при воздействии раздражителей первой, так и второй сигнальных систем, тогда как у профессионально непригодных эта возможность не проявляется. Заслуживает особого внимания и тот факт,…

Сопоставление показателей условнорефлекторной деятельности, порогов быстроты различения и тактильной чувствительности у подростков, хорошо и быстро осваивающих профессии сборщиков мелких деталей, свидетельствует о наличии всех данных для образования рабочего стереотипа, свойственного данному виду профессии. Закрепление стереотипа, повторение изо дня в день всех манипуляций по сборке в одной и той же последовательности, приводит к тренировке физиологических функций,…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее