Профессионально непригодные подростки не способны образовать такой условный рефлекс, в котором была бы отражена вся действительность, связанная со сборкой, у них образуется условный рефлекс, правильно отражающий всю действительность лишь в той части, в которой отсутствуют движения большой скорости (0,4—1,5 секунды).

Движения, производящиеся мастером со скоростью 0,4—1,5 секунды, не могут войти в рабочий стереотип при обучении, так как подросток при показе не успевает еще рассмотреть деталь, а мастер ее уже установил. Малая подвижность основных нервных процессов ухудшает создавшееся положение. При попытке самостоятельной сборки подросток лишь случайно может установить эти детали правильно.

Как правило, этого не происходило, а так как обратная афферентация не соответствовала заранее заготовленному комплексу возбуждения, то возникала ориентировочная и тормозная реакция, усугублявшая создавшееся положение.

Следовательно, при существующем обучении на рабочем месте подростки, отличающиеся такими физиологическими особенностями, не могут овладеть профессией вследствие создавшегося стереотипа, не отражающего всю действительность, связанную со сборкой.

В связи с этим не может быть и тренировки деятельности при сборке, приводящей к автоматизации движений.

Тренировка происходит лишь у подростков, которые овладели профессией. У профессионально непригодных подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, при настойчивых и длительных попытках овладеть сборкой мелких деталей, т. е. профессией, не соответствующей физиологическим возможностям организма, возникнет ухудшение заболевания.

В данном случае происходит расхождение между принятым решением и его выполнением.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Профессиональная пригодность подростков к различным профессиям определяется как соответствие физиологических возможностей и особенностей организма требованиям, предъявляемым профессией организму. Отсутствие такого соответствия определяет профессиональную непригодность к данному виду профессий. Профессиональная непригодность зависит иногда от особенностей данного организма, в результате чего подросток не может освоить профессию. Иногда обучение этой профессии затягивается при слишком медленном приспособлении организма к…

Изменения тактильной чувствительности совпадает с изменениями возбудительного процесса коры головного мозга, который значительно возрос у подростков 16—17 и 17—18 лет, по сравнению с тем, который был у них в возрасте 15—16 лет. Эти изменения свидетельствуют не только о повысившейся тактильной чувствительности, но по ним косвенно можно судить и об улучшении подвижности основных нервных процессов. Повышение…

Физиологические функции, при исследовании которых возможно установить профессиональную пригодность, называются функциями, определяющими профессиональную пригодность. Физиологические критерии, по которым можно судить о профессиональной пригодности подростка к данному виду профессий, называются положительными показателями, а критерии, по которым устанавливается профессиональная непригодность,— отрицательными. Отрицательный показатель нельзя смешивать с медицинскими противопоказаниями к приему на работу подростков, имеющих различные отклонения в…

В этой главе нами были рассмотрены свойства ряда профессий (аппаратчики, артисты цирка, вычислители-программисты и др.), требования, предъявляемые ими к организму, положительные и отрицательные физиологические показатели профессиональной пригодности. Было обращено также внимание на важный с точки зрения возможности овладения профессией факт, что при работе в области этих профессий ошибиться нельзя, так как это связано с жизнью…

Все профессии, связанные со сборкой мелких деталей, характеризуются очень быстрыми, точными движениями, быстрым различением мелких деталей, их установкой в заданном месте и часто со сваркой, нередко проводимой под контролем микроскопа. Все это вместе взятое указывает на большие требования, предъявляемые к зрительному, тактильному анализаторам и высшей нервной деятельности, в частности к подвижности основных нервных процессов. Каждое…

Популярное
Новое Прочее