На больших предприятиях текучесть рабочей силы из-за отсутствия научно обоснованной медицинской помощи в выборе профессии, т. е. положительных рекомендаций, может достичь больших размеров и тем большее количество раз подростки сменят «несоответственные» профессии на другие также «несоответственные».

В то же время среди профессионально пригодных подростков по медицинским показаниям не должно быть текучести рабочей силы.

Таким образом, врачу (подростковому, школьному и др.), перед которым возникла необходимость решить задачу о профессиональной пригодности подростка к профессиям, связанным со сборкой изделий из мелких деталей, необходимо знать:

  • эти профессии предъявляют очень большие требования к зрительному, тактильному, двигательному анализаторам и подвижности основных нервных процессов;
  • операции, связанные со сборкой определенного изделия ежедневно и изо дня в день повторяются в одной и той же последовательности, что сравнительно быстро приводит к образованию рабочего стереотипа у профессионально пригодных подростков, отражающего всю действительность, связанную со сборкой, а у профессионально непригодных подростков не может отразиться эта действительность полностью из-за своеобразных физиологических особенностей организма.

Профессии аппаратчиков, акробатов, гимнастов, монтажников-высотников и др. в отношении образования рабочего стереотипа резко отличаются от профессий сборщиков мелких деталей. В этом отношении в каждой из упомянутых профессий имеются две стороны.

Одна принципиально не отличается от сборщиков, а другая — характеризуется внезапным возникновением сложных ситуаций со множеством информации, требующих немедленной переработки и принятия срочного, причем обязательно правильного решения. Обе эти стороны профессии постоянно существуют, но проявляются по частоте в разное время.

Например, при работе аппаратчика ежедневная работа обусловливает образование и закрепление рабочего стереотипа, но во время аварии обслуживаемого агрегата выступает на первый план другая сторона. Рассмотрим эти профессии с точки зрения выявления критериев профессиональной пригодности.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Профессиональная ориентация включает в себя: осведомление подростка о профессиях; консультации, в том числе медицинские; научные исследования. Лишь такой широкий размах работы позволит глубоко, всесторонне и успешно решить вопросы профессиональной консультации, когда все подростки могут получить полное представление не только о значимости той или иной профессии для государства, но и о положительных и отрицательных влияниях на…

Явления последовательного торможения, положительной индукции, их уровень и соотношения — факты не случайные. Количество исследований и показатели статистической обработки свидетельствуют о большой степени достоверности. Тем не менее для облегчения анализа уместно упомянуть, что индивидуальные физиологические особенности испытуемых таковы, что последовательное торможение и явления положительной индукции отличаются у них большой подвижностью и быстротечностью, т. е. среди…

Профессиональная пригодность подростков к различным профессиям определяется как соответствие физиологических возможностей и особенностей организма требованиям, предъявляемым профессией организму. Отсутствие такого соответствия определяет профессиональную непригодность к данному виду профессий. Профессиональная непригодность зависит иногда от особенностей данного организма, в результате чего подросток не может освоить профессию. Иногда обучение этой профессии затягивается при слишком медленном приспособлении организма к…

Изменения тактильной чувствительности совпадает с изменениями возбудительного процесса коры головного мозга, который значительно возрос у подростков 16—17 и 17—18 лет, по сравнению с тем, который был у них в возрасте 15—16 лет. Эти изменения свидетельствуют не только о повысившейся тактильной чувствительности, но по ним косвенно можно судить и об улучшении подвижности основных нервных процессов. Повышение…

Физиологические функции, при исследовании которых возможно установить профессиональную пригодность, называются функциями, определяющими профессиональную пригодность. Физиологические критерии, по которым можно судить о профессиональной пригодности подростка к данному виду профессий, называются положительными показателями, а критерии, по которым устанавливается профессиональная непригодность,— отрицательными. Отрицательный показатель нельзя смешивать с медицинскими противопоказаниями к приему на работу подростков, имеющих различные отклонения в…

Популярное
Новое Прочее