Критерии профессиональной пригодности для профессий с наличием большого компонента математики

В настоящем разделе представлены данные о физиологических критериях профессиональной пригодности подростков к профессии вычислителя-программиста. Суть деятельности представителей этой профессии несомненно связана с математикой, абстрактным мышлением и обобщением имеющихся данных. Различаются вычислители 1, 2 и 3 разрядов.

Вычислитель 1-го разряда выполняет работы, связанные с вычислением на настольных вычислительных машинах, с построением графиков или с работой на одной из больших вычислительных машин с программным управлением.

Вычислитель 2-го разряда занят составлением программ средней сложности для одной из больших вычислительных машин, отладкой отдельных блоков программы, проведением вычислений на машине. Вычислитель 2-го разряда должен знать принцип работы вычислительных машин, правила безопасности при работе, пульт управления на одной из быстродействующих машин.

Вычислитель 3-го разряда занят составлением программ для машины с контролем хода вычислений. Он должен знать систему автоматизации программирования.

Примененные нами методики физиологических исследований, включая анамнез, наблюдения математиков, по нашему мнению, позволяют сделать заключение о тонусе клеток коры головного мозга, состоянии первой и второй сигнальной систем и взаимоотношении последних с подкорковыми образованиями головного мозга.

Динамическое наблюдение за одними и теми же подростками в 9-х, 10-х и 11-х классах позволяет сделать определенное заключение о четко выраженном уменьшении латентного периода двигательной реакции в зависимости от возраста.

У подростков 16—18 лет латентный период значительно короче, чем у подростков 15—16 лет. Так, если принять за 100 величину латентного периода на соответствующий раздражитель у подростков 15—16 лет, то у подростков 16—17 лет он уменьшится на 22,6 — 27%, а у подростков 17—18 лет — на 41—44,7%.

Такие изменения свидетельствуют об улучшении концентрации возбудительного процесса. Причем это улучшение наблюдалось не только в состоянии покоя (до начала занятий), но и в более сложной обстановке, т. е. после усиленной нагрузки, связанной с наличием большого компонента математических исчислений, а именно работы, связанной с программированием.

Этот процесс улучшения концентрации возбудительного процесса сопровождался, как правило, оптимальной возбудимостью коры головного мозга. «Закон силы» лучше проявлялся в более сложной обстановке, т. е. во время и после составления программ, связанной со сложными математическими вычислениями, а в состоянии покоя этот закон затушевывался.

Подобное явление наблюдалось П. С. Купаловым с сотрудниками (1964) в опытах, проводимых на собаках по методу ситуационных рефлексов.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

К числу профессионально непригодных относятся лица: совершенно неспособные освоить эти профессии; очень медленно их осваивающие, причем без перспектив хорошего совершенствования организма в этой деятельности; сборщицы, научившиеся сборке изделий из более крупных деталей, но не освоившие сборку мелких (0,05 мм) деталей; подростки, которые не достигают положенной производительности труда. Высшая нервная деятельность всех указанных групп подростков характеризуется…

Теоретическое обоснование предвидения соответствия или несоответствия физиологических возможностей организма подростка требованиям, предъявляемым к нему профессией, возможно только при подходе к разрешению этого вопроса с точки зрения диалектического материализма. Следует признать, что профессиональная деятельность — это динамический рабочий стереотип, состоящий из сложного ряда условных рефлексов, отражающий в коре головного мозга всю действительность, связанную как с обучением…

Проведенные научные исследования свидетельствуют об одновременном наличии высоких порогов зрительной и тактильной чувствительности у ряда подростков, у других — только высоких порогов быстроты различения, у третьих — только высоких порогов тактильной чувствительности как до работы, так и во время работы. Сравнение показателей высшей нервной деятельности и порогов быстроты различения и тактильной чувствительности профессионально непригодных подростков…

Рассмотрим вопрос о возможности и невозможности овладения профессией. Известно, что при всяком обучении подросток вначале получает устный инструктаж, в котором указывается, какая деталь на какое место и в какой последовательности должна устанавливаться, как и чем крепиться, а затем инструктаж подкрепляется практикой. При обучении непосредственно на рабочем месте подросток должен наблюдать, как производится сборка мастером. Такая…

Профессионально непригодные подростки не способны образовать такой условный рефлекс, в котором была бы отражена вся действительность, связанная со сборкой, у них образуется условный рефлекс, правильно отражающий всю действительность лишь в той части, в которой отсутствуют движения большой скорости (0,4—1,5 секунды). Движения, производящиеся мастером со скоростью 0,4—1,5 секунды, не могут войти в рабочий стереотип при обучении,…

Популярное
Новое Прочее