Изучение профессии шлифовщиков-полировщиков малых турбинных лопаток

Большую практическую и теоретическую значимость представляет собой изучение профессии шлифовщиков-полировщиков малых турбинных лопаток. Практическая ее сторона определяется тем, что из числа здоровых подростков и взрослых не овладевают профессией до 80%. Нами (И. Д. Карцев и О. Н. Лебедев, 1969) в основном решен вопрос о физиологических критериях профессиональной пригодности и непригодности к данной профессии.

Этими критериями является комплекс физиологических показателей. Анализ данных исследования с точки зрения выявления медико-физиологических критериев пригодности (непригодности) представляется в следующем виде.

Каждая 1000 рабочих (подростков и взрослых) распределяется таким образом:

  • профессионально пригодных в среднем оказывается 200 человек;
  • профессионально непригодных — 800 человек.

Лица, профессионально пригодные, как правило, очень быстро осваивают профессию, а организм хорошо и быстро совершенствуется в этой деятельности.

Профессиональная непригодность к 6 месяцам обучения, как правило, полностью выявляется и рабочий переходит в другой цех для освоения иной профессии, которой он овладевает успешно. Из 200 человек профессионально пригодных большая часть всю свою трудовую деятельность остается здоровой, а определенное количество рабочих заболевают вибрационной болезнью, которая проявляется, несмотря на одинаковые условия работы, через различные сроки от начала работы.

Срок заболеваемости, несомненно, зависит от особенностей организма рабочего, его резистентности. У одних болезнь проявляется очень быстро, через 1—2 года, а у других — через 10—20 лет. Значительная часть рабочих заболевает в сроки от 5 до 10 лет от начала работы.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

К числу профессионально непригодных относятся лица: совершенно неспособные освоить эти профессии; очень медленно их осваивающие, причем без перспектив хорошего совершенствования организма в этой деятельности; сборщицы, научившиеся сборке изделий из более крупных деталей, но не освоившие сборку мелких (0,05 мм) деталей; подростки, которые не достигают положенной производительности труда. Высшая нервная деятельность всех указанных групп подростков характеризуется…

Теоретическое обоснование предвидения соответствия или несоответствия физиологических возможностей организма подростка требованиям, предъявляемым к нему профессией, возможно только при подходе к разрешению этого вопроса с точки зрения диалектического материализма. Следует признать, что профессиональная деятельность — это динамический рабочий стереотип, состоящий из сложного ряда условных рефлексов, отражающий в коре головного мозга всю действительность, связанную как с обучением…

Проведенные научные исследования свидетельствуют об одновременном наличии высоких порогов зрительной и тактильной чувствительности у ряда подростков, у других — только высоких порогов быстроты различения, у третьих — только высоких порогов тактильной чувствительности как до работы, так и во время работы. Сравнение показателей высшей нервной деятельности и порогов быстроты различения и тактильной чувствительности профессионально непригодных подростков…

Рассмотрим вопрос о возможности и невозможности овладения профессией. Известно, что при всяком обучении подросток вначале получает устный инструктаж, в котором указывается, какая деталь на какое место и в какой последовательности должна устанавливаться, как и чем крепиться, а затем инструктаж подкрепляется практикой. При обучении непосредственно на рабочем месте подросток должен наблюдать, как производится сборка мастером. Такая…

Профессионально непригодные подростки не способны образовать такой условный рефлекс, в котором была бы отражена вся действительность, связанная со сборкой, у них образуется условный рефлекс, правильно отражающий всю действительность лишь в той части, в которой отсутствуют движения большой скорости (0,4—1,5 секунды). Движения, производящиеся мастером со скоростью 0,4—1,5 секунды, не могут войти в рабочий стереотип при обучении,…

Популярное
Новое Прочее