Физиологические основы физического воспитания

В основе физического воспитания заложено постепенное и последовательное формирование новых двигательных навыков. Всякий процесс освоения нового движения в физиологическом отношении базируется на имеющихся безусловных двигательных рефлексах, автоматически проявляющихся при наличии соответствующих раздражителей.

Эти врожденные рефлексы не требуют обучения. Примером может служить оборонительный (защитный) рефлекс, ориентировочный, двигательный рефлекс и т. д.

На фоне безусловных рефлексов возникают новые двигательные навыки, приобретаемые в течение жизни человека, двигательные навыки, которые требуют освоения.

По своей физиологической сущности — это условные двигательные рефлексы различной сложности.

Законы образования двигательных навыков подчиняются законам образования условных рефлексов. Наличие разнообразных двигательных навыков, применяемых при физическом воспитании подростков, вызывает необходимость их классификации. Исходя из физиологической сущности физических упражнений, они могут быть разделены на две группы — стандартные и нестандартные.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Подростки, обучающиеся по программе физического воспитания учебных заведений, проходят врачебное обследование не реже одного раза в год, подростки, занимающиеся в спортивных секциях, — 2 раза в год, перед летним и зимним спортивными сезонами, подростки, занимающиеся по программе физического воспитания для специальной медицинской группы — поквартально. Врачебное обследование подростков включает определение физического развития, общеклиническое обследование и…

Мышечная сила, по данным динамометрии, в процессе урока (тренировки), как правило, увеличивается, реже не изменяется. Снижение показателей динамометрии может свидетельствовать об утомлении, наступающем в результате недостаточной технической и физической подготовленности исследуемых. Врачебные наблюдения в процессе занятий физическими упражнениями значительно дополняют и уточняют данные амбулаторно-поликлинических исследований. Систематическое их проведение позволяет контролировать правильность последовательного увеличения объема и…

Общее клиническое обследование проводится по обычной методике и дополняется «физкультурным» анамнезом и проведением функциональных проб. Собирание «физкультурного» анамнеза позволяет составить представление о приспособленности проходящего осмотр к физическим нагрузкам. В частности, следует выяснить, занимается ли обследуемый физкультурой, насколько регулярно, какие физические напряжения приходилось переносить обследуемому (участие в тренировках, соревнованиях и др.). Подробный анамнез необходим лишь при…

Обобщенные данные изучения спортивного травматизма свидетельствуют, что основными причинами, обусловливающими этот вид травматизма, являются грубое нарушение установленных санитарно-гигиенических правил, плохое качество инвентаря, нарушения дисциплины, недостаточная физическая и техническая подготовленность занимающихся, а также отсутствие надлежащего врачебного контроля. Наиболее частые спортивные повреждения — это растяжения и надрывы связок, ушибы суставов. Такие сравнительно легкие повреждения обычно служат причиной…

Физические упражнения устраняют нарушения функции внешнего дыхания, ликвидируют дыхательную недостаточность и застойные явления в верхних дыхательных путях, способствующие возникновению аденоидных вегетации, острых и хронических заболеваний носа, носоглотки и придаточных пазух. Для профилактики хронических тонзиллитов и их обострений ангин основное значение имеют закаливающие мероприятия. Общее клиническое обследование проводится по обычной методике, после чего исследуют функциональное состояние…

Популярное
Новое Прочее