Физиологические основы физического воспитания

В основе физического воспитания заложено постепенное и последовательное формирование новых двигательных навыков. Всякий процесс освоения нового движения в физиологическом отношении базируется на имеющихся безусловных двигательных рефлексах, автоматически проявляющихся при наличии соответствующих раздражителей.

Эти врожденные рефлексы не требуют обучения. Примером может служить оборонительный (защитный) рефлекс, ориентировочный, двигательный рефлекс и т. д.

На фоне безусловных рефлексов возникают новые двигательные навыки, приобретаемые в течение жизни человека, двигательные навыки, которые требуют освоения.

По своей физиологической сущности — это условные двигательные рефлексы различной сложности.

Законы образования двигательных навыков подчиняются законам образования условных рефлексов. Наличие разнообразных двигательных навыков, применяемых при физическом воспитании подростков, вызывает необходимость их классификации. Исходя из физиологической сущности физических упражнений, они могут быть разделены на две группы — стандартные и нестандартные.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Физические упражнения устраняют нарушения функции внешнего дыхания, ликвидируют дыхательную недостаточность и застойные явления в верхних дыхательных путях, способствующие возникновению аденоидных вегетации, острых и хронических заболеваний носа, носоглотки и придаточных пазух. Для профилактики хронических тонзиллитов и их обострений ангин основное значение имеют закаливающие мероприятия. Общее клиническое обследование проводится по обычной методике, после чего исследуют функциональное состояние…

Пульсовое давление, как правило, увеличивается, что косвенно указывает на увеличение систолического объема крови. Таким образом, увеличение минутного объема крови при нормотоническом типе реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузку происходит вследствие умеренного учащения сердечных сокращений и увеличения систолического объема крови. Важным показателем при оценке реакции на дозированную мышечную нагрузку является длительность восстановительного периода, время возврата частоты пульса…

Гипертоническая реакция может быть обусловлена физическим перенапряжением, перетренировкой. Дистонический тип реакции на мышечную нагрузку может наблюдаться при выраженной неустойчивости сосудистого тонуса. Пульс в связи с высоким систолическим давлением и низким диастолическим становится быстрым и высоким, пульсовое давление значительно увеличивается. Отмечаемое при этом понижение тонуса прекапиллярной сосудистой системы компенсируется увеличением частоты и силы сердечных сокращений. Реакция…

Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы, проводимые в динамике, позволяют судить о тренированности организма, дают представление о функциональной способности сердца, сосудов и регуляторных механизмов центральной нервной системы, а также указывают на адаптационные возможности организма к физическим напряжениям. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы позволяют судить преимущественно только о качестве ответной реакции путем сравнения полученных данных с цифрами, принятыми за…

Физическая работоспособность — PWG (physical working capacity — по принятой международной терминологии) — термин, которым обозначается способность выполнять в течение продолжительного времени интенсивную для данного лица физическую работу. У здоровых людей она зависит главным образом от достаточного снабжения работающих мышц кислородом. Это снабжение осуществляется системой, обеспечивающей газообмен, включающий в свою очередь системы: сердечную, легочную, крови,…

Популярное
Новое Прочее