Утомление, возникающее при статических усилиях

Утомление, возникающее при статических усилиях, не является местным процессом. Основными процессами, определяющими состояние человека и его отдельных органов во время работы, являются процессы, протекающие в мозгу, что же касается физиологических и морфологических изменений, происходящих на периферии в самих работающих мышцах, то они являются вторичными, не определяющими суть работы и утомления.

Следовательно, статические усилия характеризуются: небольшими вегетативными сдвигами, подъемом минимального давления, падением величины пульсового давления, малыми энергетическими затратами, «феноменом Линдгардта» в восстановительном периоде, тормозным состоянием клеток коры головного мозга. При сильном утомлении ряд авторов наблюдали дискоординацию деятельности двигательного аппарата и некоторых вегетативных функций, которая проявлялась в непроизвольных движениях в других мышечных группах, аритмии дыхания, учащении пульса, покраснении лица, потоотделении.

Многочисленными исследованиями выявлено благоприятное влияние динамической работы, в частности умеренной трудовой деятельности на организм подростков.

Под влиянием производственного обучения постепенно тренируется сердечно-сосудистая система: укрепляется сердечная мышца, тонизируется вегетативная нервная система, происходит более быстрое образование временных связей в двигательном анализаторе.

При этом выявляется способность подростков адаптироваться к требованиям производственной среды и трудовой деятельности.

При наличии гигиенических условий труда: какие бы стороны воздействия трудового процесса на организм подростков ни изучались, ни в одном из исследований нами не было обнаружено каких-либо сдвигов, которые можно было бы считать неблагоприятными сигналами нарушения нормального роста или развития подростков.

Т. С. Криворучко и А. Г. Гулько (1962) при исследовании работающих подростков Кишинева на основании сдвигов физиологических функций выявили, что работа на предприятиях легкой промышленности для подростков возможна. Хотя работа предъявляет повышенные требования к нервно-мышечному аппарату и зрительному анализатору.

Н. В. Ростамбекова (1962) пришла к такому же выводу в отношении подростков, работающих в прядильных цехах. С. И. Крапивинцева, О. И. Галецкая, В. Н. Артамонова, Н. Н. Малинская (1960) выявили значение тренированности для подростков 14 1/2—15 лет при обучении профессии слесаря-инструментальщика.

У лиц с физическим развитием выше среднего тренированность возросла значительно больше, чем у подростков, имеющих среднее и физическое развитие. Приведенные авторы показали, что данный труд для подростков 14 1/2—15 лет в первоначальный период является напряженным в результате малой тренированности.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Рациональный трудовой режим требует обеспечения оптимальной продолжительности рабочего дня, благоприятных темпов и ритмов работы, постепенности вхождения в работу, сменности операций, ограничения статических напряжений, организации перерыва для отдыха и приема пищи, введения производственной гимнастики как фактора активного отдыха подростков. Предпосылкой к рациональной организации режима труда и отдыха для подростков является обеспечение благоприятных условий внешней производственной среды….

Период непрерывной работы может быть увеличен на втором году обучения до 80 минут и затем до 1 1/2 часов и только на третьем году обучения возможен переход на режим дня, установленный для рабочих соответствующего возраста. Ритмичная работа обеспечивает правильное накопление и расходование сил, ритмичную смену процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Низкая плотность…

Суточная периодика физиологических процессов (колебаний пульса, температура тела и др.) подростков отличается от взрослых более ранним наступлением дневного максимума и ночного минимума. В связи с этим нецелесообразно переносить активную учебную и производственную деятельность подростков на вечернее время. При установлении суточного режима подростков важное значение имеет также правильное определение времени начала трудовой деятельности утром. Так, например,…

Обеденные перерывы должны быть использованы не только для приема пищи, но и для игр на открытом воздухе. Трудовой процесс как при физической, так и при умственной работе имеет несколько этапов на протяжении рабочего дня: период «врабатывания», наступление «рабочего сдвига», с максимальной производительностью труда при благоприятных физиологических сдвигах и конечный отрезок рабочего дня, в течение которого…

Дозировка физических упражнений устанавливается в зависимости от состояния сердечно-сосудистой системы, функциональная способность которой определяется возрастными особенностями. Наблюдения за группой наборщиков в полиграфическом училище, проведенные Л. Г. Груевой (1966), показали, что наиболее благоприятные показатели условнорефлекторных реакций и вегетативной реактивности были получены у тех подростков, которые к началу обучения имели спортивные разряды. Однако надо иметь в виду,…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее