Суточная периодика физиологических процессов

Суточная периодика физиологических процессов (колебаний пульса, температура тела и др.) подростков отличается от взрослых более ранним наступлением дневного максимума и ночного минимума. В связи с этим нецелесообразно переносить активную учебную и производственную деятельность подростков на вечернее время.

При установлении суточного режима подростков важное значение имеет также правильное определение времени начала трудовой деятельности утром. Так, например, по данным Л. Г. Груевой (1966), при опросе подростков, обучающихся в наборном цехе типографии, в 88 % пробуждение приходится на период 5 часов 30 минут — 6 часов 30 минут, в результате чего нормальная продолжительность сна бывает только в 56% и, следовательно, в 44% подростки недосыпают и жалуются на сонливость и головную боль.

Наиболее целесообразна такая организация трудовой и учебной деятельности подростка, при которой предусматривалось бы начало рабочего дня с 8 часов 30 минут — 9 часов и конец рабочего дня не позже 18—19 часов.

Подростки нуждаются не столько в пассивном, сколько в активном отдыхе и переключении с одного вида деятельности на другой. Активный отдых освобождает нервные клетки от перегрузки как при физической, так и при умственной работе.

Время отдыха следует дифференцировать для разных возрастных групп подростков, учитывая разную степень их тренировки в процессе трудовой деятельности и адаптацию к воздействиям факторов внешней производственной среды. Время отдыха и, следовательно, регламентированные перерывы должны обеспечить неутомляемость в процессе трудового обучения и работы на производстве.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Производительность труда подростков составляла по отношению к взрослым (И. Н. Яковлева, 1958) в единицу времени при одинаковых условиях работы по опиловке металла 68,1—65,9%, причем у подростков 14 лет к концу второго часа работы производительность снижалась на 24,2%, у подростков 16 лет — на 24,8%, в то время как у взрослых — только на 4,2%. К…

Рациональный трудовой режим требует обеспечения оптимальной продолжительности рабочего дня, благоприятных темпов и ритмов работы, постепенности вхождения в работу, сменности операций, ограничения статических напряжений, организации перерыва для отдыха и приема пищи, введения производственной гимнастики как фактора активного отдыха подростков. Предпосылкой к рациональной организации режима труда и отдыха для подростков является обеспечение благоприятных условий внешней производственной среды….

Период непрерывной работы может быть увеличен на втором году обучения до 80 минут и затем до 1 1/2 часов и только на третьем году обучения возможен переход на режим дня, установленный для рабочих соответствующего возраста. Ритмичная работа обеспечивает правильное накопление и расходование сил, ритмичную смену процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Низкая плотность…

Обеденные перерывы должны быть использованы не только для приема пищи, но и для игр на открытом воздухе. Трудовой процесс как при физической, так и при умственной работе имеет несколько этапов на протяжении рабочего дня: период «врабатывания», наступление «рабочего сдвига», с максимальной производительностью труда при благоприятных физиологических сдвигах и конечный отрезок рабочего дня, в течение которого…

Дозировка физических упражнений устанавливается в зависимости от состояния сердечно-сосудистой системы, функциональная способность которой определяется возрастными особенностями. Наблюдения за группой наборщиков в полиграфическом училище, проведенные Л. Г. Груевой (1966), показали, что наиболее благоприятные показатели условнорефлекторных реакций и вегетативной реактивности были получены у тех подростков, которые к началу обучения имели спортивные разряды. Однако надо иметь в виду,…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее