Значительная нагрузка учебной и производственной работой

Значительная нагрузка учебной и производственной работой неблагоприятно сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья подростков, в результате чего у подростков наступает утомление значительно раньше, чем у взрослых, причем это наиболее выражено в последние дни рабочей недели.

При суммарной большой нагрузке (физической и умственной) наблюдаются замедленные реакции на раздражители со стороны различных систем организма, свидетельствующие о развитии торможения в результате нарушения координации высшей нервной деятельности.

Так, например, латентный период зрительно-моторной реакции у таких подростков соответственно повышается в течение рабочего дня на 30—35% по сравнению с группой подростков только работающих, т. е. при одной мышечной нагрузке.

Со стороны сердечно-сосудистой системы у них чаще встречаются гипотонические, гипертонические и дистонические реакции, которые являются пусковым «механизмом» к возникновению гипертонии у подростков (Л. Т. Антонова, 1966).

В целях рационализации режима труда подростков, сочетающих работу с учебой, необходимо проведение ряда мероприятий по снижению суммарной нагрузки учащихся за счет сокращения объема домашних заданий и уменьшения времени на передвижение в школу и на работу.

«Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте», Г.Н.Сердюковская

Торможение — это постоянный физиологический процесс при работе нервной системы, утомление является временным функциональным состоянием организма. Под влиянием технического прогресса происходят большие изменения в характере труда на производстве, причем основной тенденцией этих изменений является возрастание удельного веса умственного и уменьшение физического труда. В природе человеческого труда существуют единство физического и умственного начал. И. П. Павлов…

Утомление, возникающее при статических усилиях, не является местным процессом. Основными процессами, определяющими состояние человека и его отдельных органов во время работы, являются процессы, протекающие в мозгу, что же касается физиологических и морфологических изменений, происходящих на периферии в самих работающих мышцах, то они являются вторичными, не определяющими суть работы и утомления. Следовательно, статические усилия характеризуются: небольшими…

Тренированность у подростков после 6—7 месяцев работы возросла, однако, к 10-му месяцу обучения она значительно снизилась у подростков со средним уровнем физического развития. Наблюдения показали, что подросткам легко дается работа, связанная с тонкой дифференцировкой производственного процесса. В этом сказывается быстрота формирования приспособительных механизмов у подростков и высоких функциональных способностей организма. Овладение оптимальным темпом рабочих движений…

Производительность труда подростков составляла по отношению к взрослым (И. Н. Яковлева, 1958) в единицу времени при одинаковых условиях работы по опиловке металла 68,1—65,9%, причем у подростков 14 лет к концу второго часа работы производительность снижалась на 24,2%, у подростков 16 лет — на 24,8%, в то время как у взрослых — только на 4,2%. К…

Рациональный трудовой режим требует обеспечения оптимальной продолжительности рабочего дня, благоприятных темпов и ритмов работы, постепенности вхождения в работу, сменности операций, ограничения статических напряжений, организации перерыва для отдыха и приема пищи, введения производственной гимнастики как фактора активного отдыха подростков. Предпосылкой к рациональной организации режима труда и отдыха для подростков является обеспечение благоприятных условий внешней производственной среды….

Популярное
Новое Прочее