Невропсихическое развитие грудного ребенка (Приобретенный ребенком новый опыт)

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Невропсихическое развитие грудного ребенка / Невропсихическое развитие грудного ребенка (Приобретенный ребенком новый опыт)

Приобретенный ребенком новый опыт не составляет случайного накопления фактов. Его опыт представляет определенную систему большей частью взаимосвязанных познаний, в которой новый опыт основывается на уже приобретенном.

Так называемый ранний опыт имеет для всего последующего психического развития ребенка громадное значение. Ранний опыт создает основу всей системы приобретенного опыта и определяет не только темпы полученного опыта, но и тип опыта, который ребенок будет получать легче и быстрее. Совсем другую основу системы приобретенного опыта получает ребенок, воспитываемый в технически направленной семье, чем ребенок из семьи с художественной ориентацией.

Очень важно, чтобы ребенку была дана возможность получить в самом раннем возрасте положительный опыт, который бы стал основой его системы приобретенного опыта. Опыты с животными и наблюдение за их жизнью показали, что детеныши уже в раннем возрасте не только учатся, т. е.

Приобретают новый опыт и умения, но что они даже «учатся учиться», т. е. развивают и совершенствуют способность приобретать новые познания и умения. Эксперименты даже показали, что детеныши животных могут «научиться, не учиться», т. е. что способность приобретать новые познания и умения можно подавить.

Этот факт относится и к человеку: если у ребенка имеются большие возможности приобретать опыт, познания и умения, и если у него имеется достаточное количество возможностей практически их применять, то он учится лучше, чем ребенок, который, несмотря на одинаковую врожденную предрасположенность, имеет меньше возможностей чему-либо новому в раннем возрасте научиться.

Другие эксперименты с животными и наблюдения за их жизнью и развитием показали, что в определенных фазах определенные импульсы могут легко вызвать определенные реакции или умения.

Если импульс в это время не появляется, становится все более трудным или даже невозможным вызывать эти реакции или умения тем же импульсом позднее. Имеются в виду так называемые критические фазы развития, которые были доказаны у некоторых детенышей животных.

У человека они не появляются, но, по-видимому, грудной возраст представляет собой какую-то критическую фазу, поскольку в это время на психическое развитие ребенка можно оказывать очень существенное воздействие, последствия которого в более позднем возрасте поддаются изменению только с большими затруднениями.

Что бы хорошее для развития ребенка в этом возрасте ни было сделано, это сказывается на положительных навыках в течение всей жизни, и чтобы в этом возрасте ни было запущено или повреждено, в более позднем возрасте это трудно поддается коррекции, и нередко случается, что погрешности в воспитании устранить уже совсем невозможно. Самая ранняя фаза развития человека, т. е. грудной возраст, играет исключительно важную роль для всего последующего развития; поэтому необходимо обращать на этот возраст гораздо большее внимание, чем ему уделялось до сих пор.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Аналогичную клиническую картину дает также депривация, как исключительно сенсорная, так и социальная. В порядке встречаемости отдельные признаки можно перечислить следующим образом: гиперактивность; перцепционно-моторные нарушения; эмоциональная лабильность; дефекты координации; весьма кратковременное внимание, рассеянность и персеверация; повышенная импульсивность; нарушения памяти и мышления; специфические нарушения при обучении чтению, письму, счету и правописанию; расстройства речи и слуха; небольшие неврологические…

Осуществляя восстановительные упражнения, необходимо иметь в виду и то, что ребенок как и взрослый владеет не отдельными мышцами, а функциональными группами мышц. Было бы неправильным основывать лечебно-коррекционные мероприятия только на упражнениях определенной группы мышц-синергистов, так как каждое двигательное проявление представляет собой результат сложного координированного содействия нескольких мышечных групп. Поэтому нужно тренировать, например, не только паретические…

Wolfik приводит три главные группы симптомов ММД: двигательные расстройства, к которым он относит двигательную гиперактивность, неуклюжесть, нарушения координации в грубой и тонкой моторике, нарушения равновесия и, наконец, слабо выраженные, едва заметные спастические, атактические и дискинетические проявления; нарушения перцепции, куда относит нарушения внимания и несовершенство перцепционно-когнитивной функции, особенно в области зрительного и слухового восприятия, что очень…

руку, находящуюся в умеренной флексии в локтевом суставе, поднимают вверх по сторонам; руку отводят в сторону; руку кладут вдоль туловища, или же немного в сторону, то ладонью кверху, то ладонью внутрь; руку выносят в положение «подсвечника» под разным углом локтя и в различном расстоянии от туловища; одновременно придают физиологическое положение запястью и пальцам, чтобы предотвращать…

Glos приводит следующие чаще всего встречающиеся симптомы ММД: Гиперактивность, которую считает главным признаком. Пораженный ребенок не в состоянии ни на минуту посидеть, постоять, все время с чем-то возится, то играет с пальцами, то с руками, то с разными предметами. Некоторые дети являются заметно мешающим элементом в школе, все время что-то рассказывают, неусидчивы. В качестве исключения…

Популярное
Новое Прочее