Развитие зрительного восприятия (Связь с развитием движения рук)

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Невропсихическое развитие грудного ребенка / Развитие зрительного восприятия (Связь с развитием движения рук)

Развитие зрения тесно взаимосвязано с развитием движения руки. До 3-го мес ребенок осуществляет движения руками, не фиксируя их взором. После 3-го мес ребенок начинает хватать одну руку другой и взаимно их ощупывает: он открыл руку рукой.

Вскоре эти движения начинает он контролировать и управлять ими взглядом: ребенок открыл руку глазами. В то же время он начинает осознавать различие между рукой и предметом: движением руки он может управлять непосредственно, движением игрушки посредством руки.

Одновременно ребенок узнает, что привести предмет в движение он может только в таком случае, если рука с предметом сближается: из неопределенной тенденции соединиться с предметом постепенно возникает произвольная тенденция схватить предмет.

Внешне этот процесс проявляется переходом нескоординированных движений в координированные сознательные хватательные движения. Такое развитие возможно при условии тесного взаимодействия зрения и моторики. В начале 4-го мес ребенок тянется к предметам, находящимся непосредственно перед ним. Постепенно более уверенно тянется к предметам, находящимся и сбоку от него, позднее и к предметам отдаленным.

Если он захватывает, хотя неодинаковыми, но одинаково уверенными движениями и близкие и отдаленные предметы, то этот факт свидетельствует о том, что ребенок способен взглядом различить расстояние предмета, из чего вытекает, что он воспринимает предмет не только в горизонтальной плоскости, но и в пространстве.

Такая способность становится резко выраженной в третьей четверти жизни (между 6-м и 9-м мес). Этому способствует развитие процесса ползания, как и развитие манипулятивной способности. Ползая, ребенок может осматривать предметы с разных сторон и расстояний, и таким образом узнавать, как они оптически меняются. Подобную функцию выполняет развитие манипулятивной активности.

В одинаковый период (6 — 9 мес) дети с удовольствием вкладывают пальцы или всю кисть внутрь предметов (в посуду, коробки и т. п.), засовывают полые предметы один в другой (блюдечко в блюдечко), с удовольствием открывают ящики, шкафы и пр.

В результате подобной практической деятельности ребенок объединяет и сравнивает оптические импульсы с тактильными и кинетическими и осознает физические свойства предметов и учится, таким образом, безошибочно оценивать тень физического тела и искажение перспективы его стенок как явления, характерные именно физическим телам. К концу 1-го года жизни ребенок умеет распознавать зрительным анализатором и некоторые физические свойства предметов.

Наблюдая за поверхностями и одновременно ощупывая гладкие и шероховатые, ровные, круглые и ломаные поверхности, он учится приведенные свойства распознавать простым глазом, не дотрагиваясь до них. Итак, развитие зрительного восприятия обусловлено тем, что ребенок, практически манипулируя с предметами и передвигаясь в пространстве, приобретает все более богатый опыт.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Мышечная дистония, скорее всего, служит проявлением недостаточности в области обратной связи между базальными ганглиями и ретикулярной формацией мозгового ствола. Поражаются в первую очередь мышцы туловища (осевые). К дистониям принято причислять атетоз и торсионный спазм. В случае наличия торсионного спазма туловище и верхние конечности во время ходьбы наклоняются на одну сторону, и туловище искривляется и отклоняется…

Гиперкинезы представляют собой движения, с одной стороны, нарушающие обычное спокойное положение или позу головы и конечностей, с другой — деформирующие все двигательные проявления. Атетоидные гиперкинезы — это медленные, змеевидные, червеобразные, штопорообразные движения. Чаще всего поражены акральные отделы конечностей, но отмечается и поражение на корневых частях и осевой мускулатуре, особенно на шейной и на лице (гримасы)….

Речь развивается со значительным запозданием, и позднее появляются признаки скандирования. Довольно типичным явлением при ползании на четвереньках является дискоординация. Мозжечковая форма ДЦП иногда развивается на фоне гипотонического синдрома. Он в последнее время не признается в качестве самостоятельной гипотонической формы, представляя лишь транзиторную картину различных форм ДЦП. Помимо классической мозжечковой формы ДЦП, иногда со старым названием…

Диагноз ДЦП, таким образом, или верифицируется или опровергается, что и является необходимым условием для назначения рациональной терапии. На основе повторного электроэнцефалографического исследования можно в большом проценте случаев подтвердить или исключить наличие эпилепсии, очень часто отмечаемой в картине ДЦП. Электроэнцефалография позволяет дифференцировать отдельные типы приступов заболевания у детей. С ее помощью удается отличить разные очаговые церебральные…

При двигательных осложнениях у новорожденных и грудных детей, т. е. отклонениях тонуса, паретических и дискинетических, применяется восстановительная и медикаментозная терапия. Общепринято, что к лечебно-коррекционной помощи относятся лечебная гимнастика, физиотерапия и трудовая терапия. Для детей грудного возраста трудовую терапию можно называть игровой терапией. В период новорожденности и в грудном возрасте можно уже применять, особенно при периферических…

Популярное
Новое Прочее