Развитие тактильного и кинестетического восприятия

Посредством звукового и слухового анализаторов ребенок знакомится с отдаленными от его тела явлениями. Известно, что развитие этих двух наиболее важных форм восприятия является очень сложным.

Развитие тактильного и кинестетического восприятия, информирующих нас только о предметах, которые можно непосредственно хватать, сравнительно проще, но для психического развития ребенка его значение не менее важное. Самым важным органом осязания в раннем детском периоде является не кожа, как у взрослого, а слизистая ротовой полости.

Развитие и функция осязания и кинестетического восприятия тесно взаимосвязаны. После 3-го мес жизни ребенок начинает ощупывать все, что находится у него под рукой и «под ногой»; он ощупывает одеяло, захватывает одну руку другой, позднее, как только начнет поднимать ноги, и их ощупывает руками.

То же он делает ногами: захватывает ими перила кроватки и, если повесить над ребенком надувальный мяч, захватывает его руками и ногами.

Однако, если на ногах надеты чулки, то ребенок неспособен осязать ими и оставляет их на подстилке, пользуясь только руками. На 4-м месяце ребенок схватывает предметы руками и одновременно умеет тянуть их в рот. Сначала нельзя говорить о вредной привычке, так как ребенок знакомится с предметами и их свойствами посредством глаз, рук и рта одновременно.

После 12-го мес подобный способ ознакомления с предметами становится не обоснованным, превращаясь в негигиеническую вредную привычку. Ощупывая предметы рукой, ртом или тем и другим, ребенок знакомится с многими их свойствами. С помощью тактильного и кинестетического анализаторов он узнает форму предмета, его объемность, качество поверхности, твердость, эластичность, температуру, массу и т. п.

Так как при манипуляции с предметами тактильные и кинестетические импульсы объединяются оптическими, могут они в некоторых случаях заменять друг друга, так что ребенок учится различать одним лишь глазом, гладким или шероховатым ли является предмет.

Однако определить, твердым или мягким, легким или тяжелым является предмет, ребенок может только с помощью тактильного и кинестетического восприятия.

Развитие обоняния и вкуса. На 1-м мес жизни грудной ребенок обладает способностью воспринимать все четыре основных вида вкусового восприятия, но на каждый из них реагирует по-другому.

Сладкое воспринимает как нечто приятное и реагирует на него положительной мимикой лица; при нанесении на язык соленой, кислой или горькой жидкости, ребенок реагирует мимикой неудовольствия.

Под влиянием способа питания, иногда и случайных раздражителей, ребенок во втором полугодии жизни одну пищу предпочитает, от другой он отказывается: он начинает субъективно дифференцировать пищу на основе вкуса. Предпочтение одной пищи и отказ от другой имеет индивидуальный характер: от пищи, предпочитаемой одним ребенком, другой отказывается. Определенную роль здесь играют и обонятельные восприятия: пища действует одновременно на вкус и обоняние.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Термин «минимальная мозговая дисфункция» применяется по отношению к детям, обладающим почти средним, средним или незначительно выше среднего уровнем интеллекта, у которых отмечаются определенные затруднения в обучении, как и поведенческие нарушения, ассопирующиеся с функциональными отклонениями ЦНС. Отдельные главные группы признаков могут давать разные комбинации. Имеются в виду преимущественно нарушения перцепции, концептуализации, расстройства речи, памяти, внимания, эффективность…

Спонтанная двигательная активность отмечается на всех возрастных этапах. Если, например, более старший с пораженной подвижностью ребенок (например, на 10 — 12-м мес жизни), устойчив только в положении на спине, то даже при отсутствии любого пареза большинство его спонтанных двигательных проявлений неизбежно развивается атипично. Если его тренировать в фазной моторной активности, свойственной высшим возрастным этапам, без…

Аналогичную клиническую картину дает также депривация, как исключительно сенсорная, так и социальная. В порядке встречаемости отдельные признаки можно перечислить следующим образом: гиперактивность; перцепционно-моторные нарушения; эмоциональная лабильность; дефекты координации; весьма кратковременное внимание, рассеянность и персеверация; повышенная импульсивность; нарушения памяти и мышления; специфические нарушения при обучении чтению, письму, счету и правописанию; расстройства речи и слуха; небольшие неврологические…

Осуществляя восстановительные упражнения, необходимо иметь в виду и то, что ребенок как и взрослый владеет не отдельными мышцами, а функциональными группами мышц. Было бы неправильным основывать лечебно-коррекционные мероприятия только на упражнениях определенной группы мышц-синергистов, так как каждое двигательное проявление представляет собой результат сложного координированного содействия нескольких мышечных групп. Поэтому нужно тренировать, например, не только паретические…

Wolfik приводит три главные группы симптомов ММД: двигательные расстройства, к которым он относит двигательную гиперактивность, неуклюжесть, нарушения координации в грубой и тонкой моторике, нарушения равновесия и, наконец, слабо выраженные, едва заметные спастические, атактические и дискинетические проявления; нарушения перцепции, куда относит нарушения внимания и несовершенство перцепционно-когнитивной функции, особенно в области зрительного и слухового восприятия, что очень…

Популярное
Новое Прочее