Посредством звукового и слухового анализаторов ребенок знакомится с отдаленными от его тела явлениями. Известно, что развитие этих двух наиболее важных форм восприятия является очень сложным.
Развитие тактильного и кинестетического восприятия, информирующих нас только о предметах, которые можно непосредственно хватать, сравнительно проще, но для психического развития ребенка его значение не менее важное. Самым важным органом осязания в раннем детском периоде является не кожа, как у взрослого, а слизистая ротовой полости.
Развитие и функция осязания и кинестетического восприятия тесно взаимосвязаны. После 3-го мес жизни ребенок начинает ощупывать все, что находится у него под рукой и «под ногой»; он ощупывает одеяло, захватывает одну руку другой, позднее, как только начнет поднимать ноги, и их ощупывает руками.
То же он делает ногами: захватывает ими перила кроватки и, если повесить над ребенком надувальный мяч, захватывает его руками и ногами.
Однако, если на ногах надеты чулки, то ребенок неспособен осязать ими и оставляет их на подстилке, пользуясь только руками. На 4-м месяце ребенок схватывает предметы руками и одновременно умеет тянуть их в рот. Сначала нельзя говорить о вредной привычке, так как ребенок знакомится с предметами и их свойствами посредством глаз, рук и рта одновременно.
После 12-го мес подобный способ ознакомления с предметами становится не обоснованным, превращаясь в негигиеническую вредную привычку. Ощупывая предметы рукой, ртом или тем и другим, ребенок знакомится с многими их свойствами. С помощью тактильного и кинестетического анализаторов он узнает форму предмета, его объемность, качество поверхности, твердость, эластичность, температуру, массу и т. п.
Так как при манипуляции с предметами тактильные и кинестетические импульсы объединяются оптическими, могут они в некоторых случаях заменять друг друга, так что ребенок учится различать одним лишь глазом, гладким или шероховатым ли является предмет.
Однако определить, твердым или мягким, легким или тяжелым является предмет, ребенок может только с помощью тактильного и кинестетического восприятия.
Развитие обоняния и вкуса. На 1-м мес жизни грудной ребенок обладает способностью воспринимать все четыре основных вида вкусового восприятия, но на каждый из них реагирует по-другому.
Сладкое воспринимает как нечто приятное и реагирует на него положительной мимикой лица; при нанесении на язык соленой, кислой или горькой жидкости, ребенок реагирует мимикой неудовольствия.
Под влиянием способа питания, иногда и случайных раздражителей, ребенок во втором полугодии жизни одну пищу предпочитает, от другой он отказывается: он начинает субъективно дифференцировать пищу на основе вкуса. Предпочтение одной пищи и отказ от другой имеет индивидуальный характер: от пищи, предпочитаемой одним ребенком, другой отказывается. Определенную роль здесь играют и обонятельные восприятия: пища действует одновременно на вкус и обоняние.
«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек