Развитие игровой деятельности и тонкой моторики руки

Развитие игровой деятельности и тонкой моторики руки представляет собой в самом раннем возрасте единое целое. По таким же соображениям можно было бы в предстоящую главу включить изложение о развитии мышления, так как, образно говоря, «грудной ребенок начинает думать посредством рук».

Направление руки к игрушке

При виде яркой игрушки у ребенка уже на 2-м мес жизни появляется комплекс оживления.

Ребенок 3 мес сближает руки с игрушкой лишь случайно, на 4-м мес у него проявляется определенная тенденция направлять руку к игрушке и на 4 — 5-м мес он протягивает руку к рассматриваемой игрушке сравнительно уверенно. На 5-м мес он уже захватывает предметы, подаваемые ему с любой стороны и на 7-м мес способен захватить игрушку непрямым путем, т. е. через препятствие.

Способ захватывания

Вначале ребенок берет предметы в ладонь: приближает руку к лежащему предмету и схватывает его всей кистью — большой палец находится рядом с указательным. На 5-м мес появляется оппозиция большого пальца остальным, на 6-м мес захваченный предмет не соприкасается, в большинстве случаев, с ладонью, ребенок его держит только пальцами.

На 7-м мес не принимает участие в захвате мизинец, на 8 — 9-м мес ребенок захватывает предмет часто только указательным и большим пальцами. Только тогда ребенок способен хватать мелкие предметы — волоски и крошки.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации,…

Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем…

С целью реабилитации мы используем установочный рефлекс, пищевые рефлексы, рефлексы отдергивания при болевых ощущениях и наоборот поисковые движения во время обследования и т. п. Таким образом, можно говорить о лечебно-коррекционных приемах, основанных не только на строгих упражнениях, но и на мотивированных или обусловленных в самом широком смысле слова игровой деятельностью, кормлением и пр. Для практических…

Термин «минимальная мозговая дисфункция» применяется по отношению к детям, обладающим почти средним, средним или незначительно выше среднего уровнем интеллекта, у которых отмечаются определенные затруднения в обучении, как и поведенческие нарушения, ассопирующиеся с функциональными отклонениями ЦНС. Отдельные главные группы признаков могут давать разные комбинации. Имеются в виду преимущественно нарушения перцепции, концептуализации, расстройства речи, памяти, внимания, эффективность…

Спонтанная двигательная активность отмечается на всех возрастных этапах. Если, например, более старший с пораженной подвижностью ребенок (например, на 10 — 12-м мес жизни), устойчив только в положении на спине, то даже при отсутствии любого пареза большинство его спонтанных двигательных проявлений неизбежно развивается атипично. Если его тренировать в фазной моторной активности, свойственной высшим возрастным этапам, без…

Популярное
Новое Прочее