Трудовые и самообслуживающие манипуляции

В результате развития мануальных умений со временем ребенок становится более самостоятельным и до определенной меры он способен к самообслуживанию. На 9-м мес жизни он способен приложить чашку ко рту, на 10-м мес — мешать ложкой в чашке, на 12-м — самостоятельно вытирает рот пеленкой.

К концу 1-го года жизни он, подражая взрослым, овладевает рядом манипуляций, например, бросает монету в отверстие копилки, царапает карандашом по бумаге, имитирует вытирание пыли и подметание щеткой, вертит ручкой и т. п.

Развитие мышления

В результате манипуляции с предметами ребенок приобретает разнообразный опыт. Началом мышления можно считать период, когда ребенок начинает свой опыт применять в практической деятельности.

Например, ребенок в возрасте 5 — 7 мес манипулирует с игрушками, не учитывая их специфические свойства: например «стучит» и кубиком, и резиновой куклой, и пеленкой, позднее названные предметы сжимает рукой — он упражняется в определенной мануальной активности. Это период неспецифической манипуляции.

Выполняя эти действия, он приобретает опыт с данными предметами: узнает, что кубиком можно стучать, резиновая кукла пищит, пеленку можно комкать.

Приблизительно на 8-м мес наступает изменение:
ребенок одно делает с кубиком, другое — с резиновой куклой, третье — с пеленкой. Это период специфической манипуляции, когда появляются самые основные формы становления мышления. В это время начинает ребенок брать в учет отношение между причиной и следствием.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Своевременность целенаправленного терапевтического вмешательства имеет по этой причине принципиальное значение. Такое вмешательство должно осуществиться в то время, когда патологические двигательные стереотипы еще не полностью зафиксировались и когда нервная система еще в своем функционировании окончательно не специализировалась, когда она еще обладает способностью компенсаторным образом формироваться. Этиологические факторы, приводящие к возникновению ДЦП, многочисленны и наносят вред нервной…

В клинике ДЦП уже на ранней стадии можно диагностировать отставание психомоторного развития и определенную, может быть и скрытую и преходящую аномалию моторики, т. е. отклонение тонуса, или же нетипичный двигательный врожденный или спровоцированный стереотип. Сенситивные и сенсорные нарушения в периоде самого раннего детства можно достоверно установить только с большими затруднениями. Настоящие психические дефекты можно определить…

Спонтанная моторика весьма ограничена. Если поддерживать ребенка на весу под мышками, то обе нижние конечности еще больше разогнуты, они резко приведены и иногда даже перекрещены. Верхние конечности поражены в гораздо меньшей мере, иногда почти незаметно. При гемипаретической форме нижняя конечность аналогично разогнута, но верхняя сильно согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, причем с сильной…

Мышечная дистония, скорее всего, служит проявлением недостаточности в области обратной связи между базальными ганглиями и ретикулярной формацией мозгового ствола. Поражаются в первую очередь мышцы туловища (осевые). К дистониям принято причислять атетоз и торсионный спазм. В случае наличия торсионного спазма туловище и верхние конечности во время ходьбы наклоняются на одну сторону, и туловище искривляется и отклоняется…

Гиперкинезы представляют собой движения, с одной стороны, нарушающие обычное спокойное положение или позу головы и конечностей, с другой — деформирующие все двигательные проявления. Атетоидные гиперкинезы — это медленные, змеевидные, червеобразные, штопорообразные движения. Чаще всего поражены акральные отделы конечностей, но отмечается и поражение на корневых частях и осевой мускулатуре, особенно на шейной и на лице (гримасы)….

Популярное
Новое Прочее