Развитие социального поведения и речи (На 8 — 9-м мес жизни)

На 8 — 9-м мес жизни у ребенка, кроме манипулятивной игровой деятельности, появляются первые социального характера типы общения, т. е. совместная игровая деятельность с взрослыми. Ребенок начинает понимать игру «в прятки», играет «идет коза рогатая», радостно смеется, если с ним поиграть в «гонки».

Он еще не умеет выражать свои желания словами, но умеет выражать взглядом, мимикой лица, жестом руки, как и разными характеристическими звуками. На 6-м мес он реагирует на улыбку взрослого улыбкой и морщится в ответ на мрачное лицо, но приблизительно на 9-м мес уже делает различие между шуткой и «серьезным положением» и поэтому смеется, если мать, шутя, морщится на него. Он умеет не только смеяться, но от смеха заикается.

Возникает явно дифференцированное отношение к лицам: обычно он отдает предпочтение лицу, больше всего за ним ухаживающему, т. е. матери. Появляются более тонкие и более сложные дифференциальные отношения, например, ребенок, привык, что кормит его мать, но играет предпочтительно с отцом.

Некоторые дети начинают бояться незнакомых лиц или стесняются их, не разрешают чужому человеку покачать его на руках, жмутся к матери или прячутся у нее на руках, но через некоторое время начинают с любопытством поглядывать на новое лицо, устанавливая с ним контакт. В третьей четверти жизни отмечается значительный прогресс в развитии речи. К концу 6-го мес ребенок реагирует на 2 — 3 слова: поворачивает голову к предмету, услышав его название.

Сначала он поворачивает голову, например, к лампе, если определенный человек спрашивает о ней в определенной ситуации определенными словами. Однако постепенно можно условия до некоторой степени изменять, так как ребенок уже способен к определенной примитивной абстракции.

Постепенно можно поставить вопрос в другом месте, его может произнести другой человек, и ребенок посмотрит на лампу, как в кухне, так и в комнате. На 7 — 9-м мес жизни ребенок умеет реагировать на словесные инструкции разными движениями. В это время он учится хлопать в ладоши, услышав вопрос «Как делают ладушки?», умеет помахать рукой, услышав «Сделай до свидания», или поднимает руку, показывая, какой он большой. В конце 9-го мес дети реагируют разнообразным способом на некоторые слова, называющие лиц, животных или предметы и т. д. Запас слов обращенной речи (пассивный запас) быстро нарастает. Активная речь развивается в 3-й четверти жизни медленнее.

На 6-м мес дети в состоянии произносить некоторые двугласные слоги (ма, та, ба), на 7-м мес они произносят эти слоги в цепочках (ма-ма-ма, та-та-та), на 8-м мес дублируют, произносят слоги удвоенными (ма-ма, та-та). Пока дети произносят слоги ма-ма» в разнообразных ситуациях без отношения к матери, говорят о лепете, т. е. ребенок только играет с голосовыми органами. Как только из поведения ребенка становится очевидным, что произнесение слогов ма-ма» он сознательно употребляет по отношению к матери, то данные голосовые проявления становятся словом; это обыкновенно происходит в последней четверти 1-го года жизни ребенка. К концу 12-го мес понимание обращенной речи развивается до той меры, что хорошо воспитанный ребенок понимает, что говорят в знакомых ему ежедневных ситуациях.

Приблизительно на 10 — 11-м мес жизни он способен произнести первое активное слово, после 12-го мес запас слов увеличивается.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Своевременность целенаправленного терапевтического вмешательства имеет по этой причине принципиальное значение. Такое вмешательство должно осуществиться в то время, когда патологические двигательные стереотипы еще не полностью зафиксировались и когда нервная система еще в своем функционировании окончательно не специализировалась, когда она еще обладает способностью компенсаторным образом формироваться. Этиологические факторы, приводящие к возникновению ДЦП, многочисленны и наносят вред нервной…

В клинике ДЦП уже на ранней стадии можно диагностировать отставание психомоторного развития и определенную, может быть и скрытую и преходящую аномалию моторики, т. е. отклонение тонуса, или же нетипичный двигательный врожденный или спровоцированный стереотип. Сенситивные и сенсорные нарушения в периоде самого раннего детства можно достоверно установить только с большими затруднениями. Настоящие психические дефекты можно определить…

Спонтанная моторика весьма ограничена. Если поддерживать ребенка на весу под мышками, то обе нижние конечности еще больше разогнуты, они резко приведены и иногда даже перекрещены. Верхние конечности поражены в гораздо меньшей мере, иногда почти незаметно. При гемипаретической форме нижняя конечность аналогично разогнута, но верхняя сильно согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, причем с сильной…

Мышечная дистония, скорее всего, служит проявлением недостаточности в области обратной связи между базальными ганглиями и ретикулярной формацией мозгового ствола. Поражаются в первую очередь мышцы туловища (осевые). К дистониям принято причислять атетоз и торсионный спазм. В случае наличия торсионного спазма туловище и верхние конечности во время ходьбы наклоняются на одну сторону, и туловище искривляется и отклоняется…

Гиперкинезы представляют собой движения, с одной стороны, нарушающие обычное спокойное положение или позу головы и конечностей, с другой — деформирующие все двигательные проявления. Атетоидные гиперкинезы — это медленные, змеевидные, червеобразные, штопорообразные движения. Чаще всего поражены акральные отделы конечностей, но отмечается и поражение на корневых частях и осевой мускулатуре, особенно на шейной и на лице (гримасы)….

Популярное
Новое Прочее