Развитие моторики на первом году жизни и эволюционно — возрастной диагноз

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Невропсихическое развитие грудного ребенка / Развитие моторики на первом году жизни и эволюционно — возрастной диагноз

Развитие двигательной активности ребенка начинается не с момента родов. Уже в матке плод осуществляет движения, и эти движения мать ощущает приблизительно начиная с половины беременности. После рождения в двигательной сфере ребенка происходят большие изменения.

Сразу же после рождения раздается его крик, сопровождающийся изменением окраски кожных покровов и многочисленными движениями мимических мышц, мышц головы, туловища и конечностей. Моторика богата и ее развитие быстро прогрессирует, особенно на 1-м году жизни.

Возраст 1 мес

На 1-м мес жизни грудной ребенок бодрствует и активно движется на протяжении больших промежутков времени, чем новорожденный, но все-таки большую часть дня проводит во сне. Его мышечный тонус повышается и от головной части начинает проявляться антигравитационная тенденция.

В положении на спине голова ребенка большей частью ротирована в одну сторону, то правую, то левую, если, однако, не преобладает постоянная ротация только в одном направлении. В соответствии с положением головы находятся в большинстве случаев и конечности, на основе воздействия шейных тонических рефлексов: в состоянии покоя конечности, находящиеся на стороне лица полу разогнуты, конечности на затылочной стороне согнуты.

Говорят о так называемой позе фехтовальщика, которая обеспечивает сохранение физиологической постуральной асимметрии тонуса у новорожденного. Кисти рук сжаты в кулаки. Некоторые грудные дети в возрасте 1 мес умеют уже кратковременно фиксировать взором, например, лицо, склонившейся над ними матери, и иногда у них появляется первая социальная улыбка.

Ребенок реагирует на звуковые раздражители. Хватательные рефлексы на верхних и нижних конечностях у него сильно выражены. Рефлекс Моро резко выражен в обеих фазах.


«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Ребенок криком выражает свое недовольство тем, что с ним манипулируют и что его приводят в необычные и для него затруднительные позы. Поэтому первые лечебные приемы и первые реабилитационные действия следует приспосабливать к тому, чтобы обеспечить спокойное состояние ребенка. С испуганным, мечущимся и кричащим ребенком очень трудно работать, кроме того, можно предполагать, что при дальнейших «сеансах»…

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации,…

Основным проявлением синдрома являются на первом месте нарушения и разного рода отклонения в поведении и успеваемости в школе; кроме того можно обнаружить малые неврологические признаки. Предполагают, что этот синдром имеется приблизительно у 20 % всех детей. Можно сказать, что указанное поражение встречается сравнительно часто, однако нарушения и отклонения не «инвалидизируют» ребенка, в связи, с чем…

С целью реабилитации мы используем установочный рефлекс, пищевые рефлексы, рефлексы отдергивания при болевых ощущениях и наоборот поисковые движения во время обследования и т. п. Таким образом, можно говорить о лечебно-коррекционных приемах, основанных не только на строгих упражнениях, но и на мотивированных или обусловленных в самом широком смысле слова игровой деятельностью, кормлением и пр. Для практических…

Термин «минимальная мозговая дисфункция» применяется по отношению к детям, обладающим почти средним, средним или незначительно выше среднего уровнем интеллекта, у которых отмечаются определенные затруднения в обучении, как и поведенческие нарушения, ассопирующиеся с функциональными отклонениями ЦНС. Отдельные главные группы признаков могут давать разные комбинации. Имеются в виду преимущественно нарушения перцепции, концептуализации, расстройства речи, памяти, внимания, эффективность…

Популярное
Новое Прочее