Развитие моторики на первом году жизни и эволюционно — возрастной диагноз (Возраст 3 мес)

Главная / Физиология и патология новорожденных детей / Невропсихическое развитие грудного ребенка / Развитие моторики на первом году жизни и эволюционно — возрастной диагноз (Возраст 3 мес)

Возраст 3 мес

Трехмесячный грудной ребенок по сравнению с месячным в своем развитии значительно продвинулся вперед. В положении на спине он активно движется, голову большей частью удерживает по средней линии, спонтанно поворачивая ее в обе стороны. Кисти остаются полностью открытыми и конечности не находятся уже в столь выраженном положении флексии, как это отмечалось у новорожденного и к концу 1 мес жизни.

Начиная, с 2-го мес он способен прослеживать взором двигающиеся в его поле зрения предметы, и улыбается склонявшейся над ним матери. Спокойно гулит и на звуки реагирует активными движениями: при слабых звуках он обычно успокаивается, сосредоточивается, при внезапном сильном звуковом раздражении проявляет испуг, реагируя в таком случае резкими движениями всего тела.

Хватательный рефлекс кисти ослабевает, стопы — сохранен в неизмененной степени.

При тракции в положение, сидя голова, находится в одной линии с туловищем примерно под углом 50 — 60°, образующемся между подкладкой и плоскостью туловища. В положении полного сидения голову держит прямо, правильно ее уравновешивая. В положении сидя нижние конечности заметно согнуты, верхние находятся почти в разогнутом положении.

Когда он лежит на животе, голова поднята приблизительно до угла 45 — 50°, выпрямление туловища достигает лопаток, предплечья опираются на подкладку и кисти слегка открыты.

Такая поза в целом имеет весьма большое значение. Патологией считается, если голова чрезмерно выпрямлена и предплечья опираются на опору несовершенным образом. В горизонтальном подвешивании голова находится в одной линии с туловищем, или незначительно выходит выше его уровня. Верхние конечности свисают полу разогнутыми вниз, нижние согнуты. Туловище выпрямляется. Ребенок, поднятый под мышками в вертикальное положение, устойчиво удерживает голову, причем конечности у него в положении семифлексии, верхние, только в незначительной мере.

Если поставить ребенка ступнями на опору, то он становится не на пятки, как это можно заметить у доношенного новорожденного ребенка, а скорее на пальцы. Массу тела не удерживает. Рефлекс опоры отсутствует.

Автоматическая походка, легко вызывающаяся в положении выпрямления у новорожденного и одномесячного грудного ребенка, сильно угнетена, иногда совсем отсутствует. То же можно сказать и о рефлексе ползания. Реакции испуга еще положительны.

«Физиология и патология новорожденных детей»,
К. Полачек

Речь развивается со значительным запозданием, и позднее появляются признаки скандирования. Довольно типичным явлением при ползании на четвереньках является дискоординация. Мозжечковая форма ДЦП иногда развивается на фоне гипотонического синдрома. Он в последнее время не признается в качестве самостоятельной гипотонической формы, представляя лишь транзиторную картину различных форм ДЦП. Помимо классической мозжечковой формы ДЦП, иногда со старым названием…

Диагноз ДЦП, таким образом, или верифицируется или опровергается, что и является необходимым условием для назначения рациональной терапии. На основе повторного электроэнцефалографического исследования можно в большом проценте случаев подтвердить или исключить наличие эпилепсии, очень часто отмечаемой в картине ДЦП. Электроэнцефалография позволяет дифференцировать отдельные типы приступов заболевания у детей. С ее помощью удается отличить разные очаговые церебральные…

При двигательных осложнениях у новорожденных и грудных детей, т. е. отклонениях тонуса, паретических и дискинетических, применяется восстановительная и медикаментозная терапия. Общепринято, что к лечебно-коррекционной помощи относятся лечебная гимнастика, физиотерапия и трудовая терапия. Для детей грудного возраста трудовую терапию можно называть игровой терапией. В период новорожденности и в грудном возрасте можно уже применять, особенно при периферических…

Ребенок криком выражает свое недовольство тем, что с ним манипулируют и что его приводят в необычные и для него затруднительные позы. Поэтому первые лечебные приемы и первые реабилитационные действия следует приспосабливать к тому, чтобы обеспечить спокойное состояние ребенка. С испуганным, мечущимся и кричащим ребенком очень трудно работать, кроме того, можно предполагать, что при дальнейших «сеансах»…

Итак, принципы моторной лечебно-коррекционной работы, применяемые в период самого раннего детства, можно свести к нескольким пунктам. В отношении реабилитации самым значительным является активное движение, лучше всего с преодолением сопротивления, причем активным считается и рефлекторное движение, т. е. вызванное заведомо рефлекторным путем. Всегда надо исходить из этапа развития пациента, т. е. из моторной и постуральной ситуации,…

Популярное
Новое Прочее