Исходное положение: ребенок на спине, ногами к сестре-воспитательнице.
Выполнение: сестра-воспитательница охватывает грудную клетку ребенка так, чтобы большие пальцы свободно ложились спереди, пониже сосков, остальные сзади, а ладони плотно прилегали к боковым поверхностям грудной клетки. Затем производятся быстрые, ритмичные движения от ног к голове и обратно. Во время этих движений ладони и пальцы сестры-воспитательницы ощущают свободно скользящие поверхности ребер.
Данный прием путем воздействия на нервную систему (межреберные нервы) рефлекторно вызывает более глубокий вдох.
Сгибание и разгибание рук
Исходное положение то же, что в предыдущем упражнении.
Выполнение: сестра дает ребенку охватить большие пальцы ее рук; сама же придерживает руки ребенка
только в случае надобности. Затем она производит сгибание и разгибание рук попеременно, т. е. при сгибании одной руки другую разгибает.. При разгибании следует двигать руку вперед и к средней линии, слегка приподнимая плечо той же стороны, а при сгибании — пальцы сестры-воспитательницы должны прикоснуться к плечу, а не к груди ребенка. Таким образом, при этом упражнении ребенок слегка поворачивается с боку на бок.
Сгибание и разгибание рук
Движение пассивное, но может быть и активным.
Работают сгибатели и разгибатели рук; отчасти и мышцы плечевого пояса.
В дальнейшем, после б месяцев, это упражнение усложняется использованием колец.
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте»,
К.Д. Губерт