Мышечная нагрузка

В процессе выполнения определенного физического упражнения (совершение мышечной работы) сердечно-сосудистая система реагирует на эту нагрузку, обеспечивая ее выполнение. Мы не отрицаем огромного значения этого фактора, который должен учитывать лечащий врач.

Однако мы не можем согласиться с теми авторами (и лечащими врачами!), которые ставят знак равенства между нагрузкой на сердечно-сосудистую систему и нагрузкой при выполнении мышечной работы. Из всего сказанного вытекает, что мы считаем собственно мышечную работу при выполнении физических упражнений существенным, но только частичным виновником отягощения сердца.

Последнее зависит не только от количества выполненной работы (т. е. от энергетических трат), но и от сложности координации и эмоциональной напряженности упражнения. Удельный вес перечисленных факторов зависит в значительной мере от состояния ребенка и от особенностей его сердечнососудистой системы.

При значительном поражении миокарда с выраженным снижением потенциальных возможностей сердца, роль физического напряжения увеличивается. У эмоционального ребенка с выраженным понижением его координационных возможностей, без поражения или с незначительными изменениями в миокарде, ведущую роль могут играть перенапряжение эмоциональной сферы и механизмов координации.

Мы глубоко убеждены, что учет указанных выше компонентов влияния физических упражнений имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Учет этих компонентов поможет лечащему врачу более правильно ориентироваться в состоянии организма больного ребенка, в действительных возможностях его сердечно-сосудистой системы, а, следовательно, и более точно определить подход к лечебной физкультуре и двигательному режиму ребенка.

В этом случае при нефизиологической реакции сердечно-сосудистой системы, проявившейся в результате эмоционального напряжения или напряжения координационных механизмов двигательной системы ребенка, лечащий врач не будет лишать его жизненно необходимых занятий физкультурой.

Он обеспечит более спокойную, менее возбуждающую обстановку и условия для выполнения физических упражнений, уменьшит их сложность, одним словом, адаптирует их, как мощный оздоровительный фактор, к конкретному больному ребенку.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

При составлении комплексов и в процессе их применения учитывались принципы лечебной физкультуры: общее воздействие упражнений на организм, системность, регулярность и постепенность проводимых упражнений, постепенность нарастания нагрузки, индивидуальный подход. В состав комплексов входили правильно чередующиеся упражнения, вызывающие активность всех мышечных групп. Они составлены сообразно возможностям больных детей и особенностям возраста. Обычно начинают с более легких упражнений…

При проведении физиопроцедур два раза в год (весной — в марте-апреле, и осенью — в октябре-ноябре), мы применяли следующие комплексы: Облучение носа и зева ультрафиолетовыми лучами через тубус в течение от 1/2 минуты до 4 минут, всего 10 — 12 сеансов на один курс лечения. Облучение области подбородка в течение от 2 до 5 —…

Функциональное состояние сердца, прослеженное по электрокардиограмме, не изменилось в период морского лечения, а также и после него. Однако проба с физической нагрузкой дала более хорошие результаты после лечения на морском берегу. Об улучшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы можно было судить по динамике частоты пульса и дыхания к концу морского лечения. Исследование средних результатов пробы с…

В заключительном периоде детей обучают необходимым комплексам и играм, которые они будут выполнять в домашней обстановке. Сюда входит также и процедура в присутствии родителей ребенка в день его выписки. Предлагаемые нашим коллективом комплексы построены на основании большого числа исследований. Их эффективность проверялась в течение двух лет углубленными исследованиями, охватывающими 50 детей, больных ревматизмом во внеприступном…

Особенно важное место в комплексе профилактических мероприятий должен занять вопрос об организации правильного режима дня ребенка, больного ревматизмом, возвратившегося после лечения в домашнюю обстановку. К сожалению, на этот вопрос обращают очень мало внимания и врачи, и родители, и учителя. А между тем в организации дальнейшей жизни ребенка имеется ряд трудных для разрешения моментов, с которыми…

Популярное
Новое Прочее