Мышечная нагрузка

В процессе выполнения определенного физического упражнения (совершение мышечной работы) сердечно-сосудистая система реагирует на эту нагрузку, обеспечивая ее выполнение. Мы не отрицаем огромного значения этого фактора, который должен учитывать лечащий врач.

Однако мы не можем согласиться с теми авторами (и лечащими врачами!), которые ставят знак равенства между нагрузкой на сердечно-сосудистую систему и нагрузкой при выполнении мышечной работы. Из всего сказанного вытекает, что мы считаем собственно мышечную работу при выполнении физических упражнений существенным, но только частичным виновником отягощения сердца.

Последнее зависит не только от количества выполненной работы (т. е. от энергетических трат), но и от сложности координации и эмоциональной напряженности упражнения. Удельный вес перечисленных факторов зависит в значительной мере от состояния ребенка и от особенностей его сердечнососудистой системы.

При значительном поражении миокарда с выраженным снижением потенциальных возможностей сердца, роль физического напряжения увеличивается. У эмоционального ребенка с выраженным понижением его координационных возможностей, без поражения или с незначительными изменениями в миокарде, ведущую роль могут играть перенапряжение эмоциональной сферы и механизмов координации.

Мы глубоко убеждены, что учет указанных выше компонентов влияния физических упражнений имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Учет этих компонентов поможет лечащему врачу более правильно ориентироваться в состоянии организма больного ребенка, в действительных возможностях его сердечно-сосудистой системы, а, следовательно, и более точно определить подход к лечебной физкультуре и двигательному режиму ребенка.

В этом случае при нефизиологической реакции сердечно-сосудистой системы, проявившейся в результате эмоционального напряжения или напряжения координационных механизмов двигательной системы ребенка, лечащий врач не будет лишать его жизненно необходимых занятий физкультурой.

Он обеспечит более спокойную, менее возбуждающую обстановку и условия для выполнения физических упражнений, уменьшит их сложность, одним словом, адаптирует их, как мощный оздоровительный фактор, к конкретному больному ребенку.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

Для подострой стадии ревматического приступа характерно наличие все еще активного ревматического процесса с преобладанием продуктивного компонента, при затихающем экссудативном. Больной находится в хорошем состоянии, основные клинические симптомы ревматического заболевания угасают или полностью исчезают, функциональное состояние различных органов и систем, хотя все еще и обнаруживает патологические отклонения, значительно улучшается. Затихли, хотя и не вполне исчезли, воспалительные…

Немало случаев, когда врач или методист по лечебной физкультуре вынуждены освободить от физкультурных занятий больных ревматизмом детей, даже и во внеприступном периоде заболевания, вследствие якобы нефизиологической реакции их при таких занятиях. Обычно основным, а, чаще всего, и единственным показателем, характеризующим реагирование сердечно-сосудистой системы на физические упражнения, является степень учащения пульса в конце занятий и время…

Несколько иначе обстоит дело с комплексным морским лечением больных ревматизмом детей, которое включает в себя, помимо климатолечения, солнечные ванны и морские купания. Отрицательные результаты, полученные некоторыми авторами по этому вопросу, стали причиной того, что от этих манипуляций начали воздерживаться и даже занимать отрицательную позицию в отношении применения полного комплекса морского лечения больных ревматизмом детей. Мы…

В подострой фазе ревматического приступа необходимы комплексы физкультурных упражнений, — которые по величине нагрузки находятся между упражнениями, проводимыми в острой фазе ревматического приступа, и упражнениями, которые проводят во внеприступном периоде. Такие комплексы разработаны нами в нашем институте. В сущности, они представляют собой сочетание трех комплексов (I, II и III), подобранных таким образом, что I комплекс…

Известно, что дети с различными типологическими особенностями высшей нервной деятельности и в разных состояниях возбудимости нервной системы, в том числе и вегетативной, реагируют различно на разнообразные воздействия внутренней и внешней среды, и, в частности, на физические упражнения. Последнее в известной степени определяется отношением ребенка к физкультуре вообще, а также и к данному физическому упражнению. У…

Популярное
Новое Прочее