Мышечная нагрузка

В процессе выполнения определенного физического упражнения (совершение мышечной работы) сердечно-сосудистая система реагирует на эту нагрузку, обеспечивая ее выполнение. Мы не отрицаем огромного значения этого фактора, который должен учитывать лечащий врач.

Однако мы не можем согласиться с теми авторами (и лечащими врачами!), которые ставят знак равенства между нагрузкой на сердечно-сосудистую систему и нагрузкой при выполнении мышечной работы. Из всего сказанного вытекает, что мы считаем собственно мышечную работу при выполнении физических упражнений существенным, но только частичным виновником отягощения сердца.

Последнее зависит не только от количества выполненной работы (т. е. от энергетических трат), но и от сложности координации и эмоциональной напряженности упражнения. Удельный вес перечисленных факторов зависит в значительной мере от состояния ребенка и от особенностей его сердечнососудистой системы.

При значительном поражении миокарда с выраженным снижением потенциальных возможностей сердца, роль физического напряжения увеличивается. У эмоционального ребенка с выраженным понижением его координационных возможностей, без поражения или с незначительными изменениями в миокарде, ведущую роль могут играть перенапряжение эмоциональной сферы и механизмов координации.

Мы глубоко убеждены, что учет указанных выше компонентов влияния физических упражнений имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Учет этих компонентов поможет лечащему врачу более правильно ориентироваться в состоянии организма больного ребенка, в действительных возможностях его сердечно-сосудистой системы, а, следовательно, и более точно определить подход к лечебной физкультуре и двигательному режиму ребенка.

В этом случае при нефизиологической реакции сердечно-сосудистой системы, проявившейся в результате эмоционального напряжения или напряжения координационных механизмов двигательной системы ребенка, лечащий врач не будет лишать его жизненно необходимых занятий физкультурой.

Он обеспечит более спокойную, менее возбуждающую обстановку и условия для выполнения физических упражнений, уменьшит их сложность, одним словом, адаптирует их, как мощный оздоровительный фактор, к конкретному больному ребенку.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

Число детей, у которых устанавливают хотя и незначительные патологические отклонения в ЭКГ при пробе Шеллонга, уменьшается после проведения курса лечебной физкультуры. Также улучшается проба с задержкой дыхания. Почти у всех детей устанавливается отчетливое улучшение состояния капилляров. Чаще всего это исчезание изменений атонического и спастического характера, что не может не отразиться благоприятно на кровообращении в целом…

Так или иначе, большинство детей, перенесших ревматический приступ, продолжают учебу в школе в том же году. Как наиболее правильно организовать их режим дня, чтобы больные школьники могли и успешно учиться, и не переутомляться, и найти время и место для профилактических мероприятий. Мы не можем безоговорочно принять предложение ряда авторов освобождать больных ревматизмом детей от последних…

В настоящее время полноценное этапное лечение является наиболее прогрессивным и эффективным методом борьбы с ревматизмом. Для правильного проведения этого лечения необходимы ряд условий, из которых наиболее важными являются следующие: Наличие специально подготовленных средних и высших медицинских кадров. Организация соответствующих лечебных учреждений. Полное этапное лечение проводится в нескольких видах учреждений, связанных друг с другом в одну…

При многократных проверках на дому из 32 детей, прошедших курс физкультурных занятий, мы установили, что 17 продолжают проводить их систематически и дома. При проведении физкультурных занятий с больными ревматизмом детьми во внеприступном периоде много внимания следует уделять играм. Их разнообразное двигательное содержание и разностороннее воздействие на отдельные системы и функции организма содействуют укреплению здоровья детей,…

Чередование учебных уроков и закаливающих процедур, лечебной физкультуры и физиопроцедур по нашему мнению, является эффективным средством борьбы с умственным утомлением и дает возможность больному ревматизмом ребенку оставаться в сравнительно бодром состоянии до конца учебных Занятий. При этом сокращение учебного дня или учебной недели становится ненужным. Проведенные в этом направлении наблюдения показали, что наши ожидания оправдались….

Популярное
Новое Прочее