Особенно важное место в комплексе профилактических мероприятий должен занять вопрос об организации правильного режима дня ребенка, больного ревматизмом, возвратившегося после лечения в домашнюю обстановку. К сожалению, на этот вопрос обращают очень мало внимания и врачи, и родители, и учителя. А между тем в организации дальнейшей жизни ребенка имеется ряд трудных для разрешения моментов, с которыми сам ребенок не может справиться. Откуда исходят и в чем состоят эти трудности.

Прежде всего, как мы уже неоднократно подчеркивали, больной ревматизмом ребенок возвращается домой не вполне выздоровевшим. Ревматический процесс только затих, но не ликвидирован полностью. Сердечно-сосудистая система все еще находится в нефизиологическом состоянии. Патологические нарушения еще надолго сохраняются и в центральной нервной системе.

Они выражены, главным образом, в двух следующих направлениях:

  • нарушении координационных механизмов, что создает значительные трудности при адаптации организма к изменяющейся среде;
  • понижение умственной работоспособности ребенка, что в известной степени препятствует его успешным занятиям в школе.

Таким образом для выздоравливающего ребенка возникает больше трудностей, чем для здорового. Он должен начать учебные занятия не в условиях облегченного учебного режима, а, наоборот, при перегруженном режиме.

Перед ним стоит задача не только усвоить текущий материал, но и подготовить пройденный материал, пропущенный им в течение 2 — 3 месяцев во время болезни. В этот насыщенный режим больного ревматизмом ребенка нужно включить ряд профилактических мероприятий-назначений, сделанных врачами стационара, где находился больной ребенок, и постоянным лечащим врачом.

К ним относятся:
ежедневное проведение закаливающих процедур, лечебной физкультуры, периодических серий физиопроцедур и пр.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

При использовании метода игр Добровольский в некоторых случаях допускает, что эмоциональная нагрузка повышается больше физической — это тем более в силе для детей. В игре № 7 отмечается самая большая эмоциональная насыщенность, которая составляет 92% общего психофизического воздействия игры; пульс, представляющий собой среднее арифметическое отдельных эмоциональных кривых, к концу игры превышает исходный уровень на 12…

У нас имеется большое число курортов, подходящих для укрепления здоровья больных ревматизмом детей. Особенно полезны в этом отношении пригорные и низкогорные местности с сухим и теплым климатом. Относительная влажность воздуха должна быть менее 70%, а суточные температурные колебания — сравнительно небольшими (до 7 — 8° С). Мы рекомендуем как наиболее подходящие следующие курорты: Велинград, Сандански,…

Необходимо создать гигиеническую окружающую среду, включать в процесс обучения такие мероприятия (лечебную физкультуру, закаливание и пр.), которые имеют значение как профилактические и восстановительные средства. Особого внимания заслуживает вопрос об умственной гигиене больного ревматизмом школьника. Он возвращается к школьным занятиям в еще не полностью восстановленном состоянии здоровья и, что самое важное, в состоянии пониженной умственной работоспособности….

Изменения капиллярной картины указывают на повышение и улучшение капиллярного кровообращения после игры. Только у одного ребенка (В. М., 11 лет, и. б. 5811963 г.) с незначительно выраженными спастически-атоническими изменениями в капиллярах отмечался стойкий спазм капилляров даже спустя 15 минут после игры. Это совпадало и с другими неблагоприятными реакциями у этого ребенка — патологическими изменениями электрокардиограммы…

Ходжаев исследовал летом в Ташкенте, при температуре 42° С в тени, количество кислорода и углекислоты в артериальной и венозной крови и потребление кислорода тканями как у здоровых детей, так и у больных с сердечным пороком в различной степени недостаточности кровообращения. Он не обнаружил никаких отклонений от нормы у здоровых детей, а у больных установил некоторые…

Популярное
Новое Прочее