Чередование учебных уроков и закаливающих процедур

Главная / Ревматизм в детском возрасте / Профилактика ревматизма / Чередование учебных уроков и закаливающих процедур

Чередование учебных уроков и закаливающих процедур, лечебной физкультуры и физиопроцедур по нашему мнению, является эффективным средством борьбы с умственным утомлением и дает возможность больному ревматизмом ребенку оставаться в сравнительно бодром состоянии до конца учебных Занятий. При этом сокращение учебного дня или учебной недели становится ненужным.

Проведенные в этом направлении наблюдения показали, что наши ожидания оправдались. В 1962 — 1963 учебном году мы организовали в двух общеобразовательных школах в г. Софии следующий учебный режим для больных ревматизмом детей: увеличили перемены между вторым и третьим уроками и между четвертым и пятым уроками с 10 на 20 минут.

Больным ревматизмом школьникам разрешали входить в класс на третий и пятый урок на 10 минут позднее.

Мы считаем, что при такой постановке вопроса больные ревматизмом дети ничего не теряют из учебного процесса — в первой половине урока учителя обычно спрашивают учеников по пройденному материалу и затем преподают новый урок. От такого решения не страдает и дисциплина.

В классах обычно не бывает больше одного-двух больных ревматизмом школьников. То, что ученик входит два раза в день на 10 минут позже в класс, не нарушает учебный режим класса.

В результате такого режима уроков и отдыха у больных ревматизмом школьников получаются три больших перемены: между вторым и третьим и четвертым и пятым уроками — по 20 минут, между третьим и четвертым — существующая для всех школьников официально большая перемена продолжительностью 30 минут.

По нашему плану в это время предусматривались следующие мероприятия: на первой большой перемене — проведение лечебной физкультуры; на второй большой перемене — организованные игры на чистом воздухе и на третьей большой перемене — проведение закаливающих процедур и по надобности — физиопроцедур.

Все мероприятия проводит сестра под контролем и руководством наших специалистов из Института педиатрии. Им помогают также учителя по физкультуре и другие преподаватели. В учебном 3962/63 г. вследствие недостаточной подготовки и отсутствия условий нам не удалось организовать проведение закаливающих процедур. Все три перемены мы занимали лечебной физкультурой и играми на чистом воздухе.

Дети подвергались систематическому исследованию в отношении состояния сердечно-сосудистой и других систем, а также и в отношении состояния ревматического процесса. В двух других школах больные ревматизмом дети являлись контрольной группой, в которой также проводились подобные исследования. Первые результаты наших наблюдений оказались весьма обнадеживающими.

На это указывает несколько важных фактов. По истечении одного учебного года с введением указанного режима для больных ревматизмом школьников отмечено явное улучшение. В следующий 1963/64 учебный год наш эксперимент был расширен руководимым нами коллективом, во главе которого стоял психолог — доцент В. Манова.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

Для контролирования состояния ревматического заболевания следили за состоянием комплекса лабораторных показателей (РОЭ, картина крови, дифениламнновая реакция, титр антистрептолизина, сывороточные белки, белковые фракции, коагуляционная полоска Вельтмана). Результаты наших исследований обнадеживающие. Полученные кривые пульса показывают, что физкультурные комплексы построены правильно. Отклонение пульса происходит в нескольких пиках — до 20 ударов в минуту. Только у четырех детей отклонение…

Особенно важное место в комплексе профилактических мероприятий должен занять вопрос об организации правильного режима дня ребенка, больного ревматизмом, возвратившегося после лечения в домашнюю обстановку. К сожалению, на этот вопрос обращают очень мало внимания и врачи, и родители, и учителя. А между тем в организации дальнейшей жизни ребенка имеется ряд трудных для разрешения моментов, с которыми…

Ввиду того, что ревматическое заболевание чаще всего возникает в детском возрасте, то и проблема в целом является проблемой, касающейся прежде всего детского населения. Отсюда следует, что детские лечебно-профилактические учреждения должны быть заняты, главным образом, борьбой с ревматизмом. Организаторами и руководителями этой борьбы в окружном масштабе являются соответствующие окружные педиатры, а по стране в целом —…

Число детей, у которых устанавливают хотя и незначительные патологические отклонения в ЭКГ при пробе Шеллонга, уменьшается после проведения курса лечебной физкультуры. Также улучшается проба с задержкой дыхания. Почти у всех детей устанавливается отчетливое улучшение состояния капилляров. Чаще всего это исчезание изменений атонического и спастического характера, что не может не отразиться благоприятно на кровообращении в целом…

Режим дня должен быть так распределен, чтобы оставалось время для ежедневных прогулок на чистом воздухе и для более длительного, чем для здорового ребенка, сна. Кроме перечисленных «обязанностей» существует также ряд других, связанных с заболеванием ребенка — профилактика бициллином, врачебные осмотры и др., которые, хотя и эпизодически, но отнимают время в режиме дня больного ребенка. Многие…

Популярное
Новое Прочее