Морское лечение (Наблюдения)

Положительные результаты комплексного морского лечения больных ревматизмом детей во внеприступном периоде, наблюдавшиеся нашими сотрудниками (Д. Аладжова, Б. Рашеева, М. Кожухарова) за период 1962 года, дали нам основание более широко развернуть эту работу и более углубленно изучить этот вопрос. В течение последующих 1963 и 1964 гг. такой курс лечения был проведен с 64 больными ревматизмом детьми в возрасте от 8 до 11 лет.

Большинство детей имели порок сердца (64% с недостаточностью митрального клапана, 10% — с недостаточностью и стенозом митрального клапана, 2% — с недостаточностью аортального клапана). Остальные (24%) имели неуточненный диагноз порока сердца или отрицательные данные в отношении поражения сердечных клапанов.

У всех перечисленных детей последний приступ был более чем 1 год до проведения лечения. Организация лечения и исследования в связи с ним была осуществлена большим количеством болгарских врачей, методистов по лечебной физкультуре, метеорологов (Й. Бойкинов, Г. Георгиев, Б. Рашеева, А. Аладжова, Ст. Стаматов, В. Йонков, М. Кожухарова и др.).

Каждому ребенку было назначено по 18 — 22 полных комплексных лечебных процедуры, проводимых ежедневно с одним днем перерыва в неделю. Часть детей получили по две серии комплекса (первую в 1963 и вторую в 1964 г.).

Комплексные процедуры включали в себя следующие элементы:

  1. воздушные ванны;
  2. солнечные ванны;
  3. купание в море;
  4. лечебно-физкультурные процедуры.

В комплексное морское лечение включали и общее климатолечение, а также и особо организационный суточный режим с удлиненным физиологическим сном и полноценное питание. Дети проводили на пляже утром от 9 часов до 11,30.

Солнечные ванны принимались с 9 час. 30 мин. Они начинались пребыванием на солнце в течение 5 минут с постепенным увеличением времени и доходили до 30 — 40 минут.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

Об эмоциональном воздействии игр судили по эмоциональной кривой, определяя ее следующим образом: ребенка, который принимал ранее участие в игре, оставляют на одно занятие наблюдателем — «болельщиком» в положении сидя, и проводят с ним те же исследования, как и с участвующими в игре. Эмоциональная реакция такого ребенка отражает отклонения в результатах исследований по сравнению с исходными….

В эксперимент были включены 6 школ г. Софии с 52-мя школьниками, больными ревматизмом. Контрольная группа состояла из 27 больных ревматизмом школьников других школ, сходных со школьниками экспериментальной группы по возрасту, форме ревматического заболевания и состоянию здоровья. Школьники обеих групп имели сходную психологическую характеристику. Об этом свидетельствует почти одинаковая успеваемость в школе в начале учебного года….

Лагеря должны находиться под постоянным контролем ревматолога, окружного педиатра и его помощников, начальника окружного отдела здравоохранения. Института педиатрии и детских клиник при разных высших медицинских заведениях. Наиболее важным звеном в этапном лечении ревматизма в настоящее время и в ближайшем будущем станет поликлиника. Усилия медицинских работников должны быть направлены на организацию такой домашней обстановки, которая могла…

Среднее отклонение пульса при эмоциональных кривых для отдельных игр варьирует от 11,70 до 19,60 ударов в минуту соответственно при играх № 3 и № 7. Реакция пульса при «эмоциональных кривых» представляет собой условно-рефлекторный акт, сформировавшийся при предшествовавшем участии детей в игре. Интересны данные изучения этой реакции. Восстановительный период «при эмоциональной кривой пульса» значительно более замедлен….

Данные медицинских исследований показывают, что у детей первой группы, находящихся на экспериментальном режиме, наступало более значительное улучшение, чем у детей контрольной группы. Это касалось даже субъективных жалоб и частоты интеркуррентных заболеваний, которые значительно труднее поддаются воздействию. Благотворное влияние изучаемого нами режима на состояние здоровья больных ревматизмом школьников можно оценивать и по пропускам занятий в школе…

Популярное
Новое Прочее