Организация борьбы с ревматизмом (Диспансеризация — окружающая среда)

Главная / Ревматизм в детском возрасте / Профилактика ревматизма / Организация борьбы с ревматизмом (Диспансеризация — окружающая среда)

Необходимо создать гигиеническую окружающую среду, включать в процесс обучения такие мероприятия (лечебную физкультуру, закаливание и пр.), которые имеют значение как профилактические и восстановительные средства. Особого внимания заслуживает вопрос об умственной гигиене больного ревматизмом школьника. Он возвращается к школьным занятиям в еще не полностью восстановленном состоянии здоровья и, что самое важное, в состоянии пониженной умственной работоспособности. Вместо облегченного трудового режима, который ему необходим и который обеспечивается законодательством нашей страны, для выздоравливающих взрослых больных (трудовое переустройство), больной школьник, возвращаясь в школу, получает большую, чем нормальная нагрузку.

Он должен догнать своих одноклассников и, наряду с усвоением текущего ежедневного материала, должен подготовиться по пропущенному во время его болезни материалу. От школьного врача, являющегося организатором учебного режима и ответственным за состояние здоровья таких детей, требуется умения организовать жизнь этих школьников (поставить на диспансерный учет больных ревматизмом детей, заботиться о создании подходящей гигиенической обстановки и наиболее благоприятных для их обучения условий, контролировать и следить за состоянием их здоровья, за отражением на них учебных и физкультурных занятий).

К выполнению связанных с этим задач школьный врач привлекает в качестве помощников учителей и воспитателей. Ввиду того, что внеклассная работа школьника представляет нераздельную часть школьной работы, то школьный врач вместе с родителями и учителями организует весь режим дня больного ревматизмом школьника. В нем обязательно должно быть уделено достаточно места и времени для отдыха после занятий в школе, для прогулок на чистом воздухе, для закаливающих процедур и др. Правильное разрешение всех вопросов, связанных с учебным процессом для больных ревматизмом школьников, очень трудный вопрос и школьный врач сам не может его решить. К сожалению, этот-вопрос еще не нашел места в нашем законодательстве и не отражен в положениях о режиме учебного дня.

Однако даже осуществление ряда конкретных мероприятий в этом отношении обеспечило бы значительное разрешение этого вопроса.

Для преобладающего большинства больных ревматизмом школьников, которые и в будущем будут продолжать учиться в обычных, а не в специальных школах, необходимо, как это показали наши исследования, организовать предложенный нами и подробно изложенный в предыдущей главе режим. Это может быть успешно реализовано, если обеспечить школьные медицинские кабинеты с дополнительным средним медицинским персоналом. Это в дальнейшем позволит в значительной мере разрешить трудовое устройство больных ревматизмом детей и сэкономить большие средства, которые надо затратить на организацию других дорогостоящих мероприятий (например, постройка интернатов для больных ревматизмом школьников). С другой стороны, организация предложенного нами режима позволит расширить охват детей с другими хроническими заболеваниями и патологическими состояниями.

Для детей с более тяжелыми поражениями, которые нуждаются в специальном режиме и в постоянном врачебном контроле, очень полезно организовать специальные школы со стационарами, в которых больные живут и учатся. Это наиболее удобная форма правильного сочетания учебных занятий с профилактическими мероприятиями.

Учебную программу, длительность рабочего дня, дневной режим можно всецело приспособить к состоянию больных детей. Учителя различных специальностей, включая и учителей по физкультуре, имеют возможность более подробно ознакомиться с ревматическим заболеванием и быть направленными на работу с больными ревматизмом детьми. Также проходят специализацию в области ревматизма и обслуживающие их медицинские работники. Организация разных медицинских кабинетов дает возможность развернуть лечебные, профилактические и восстановительные процедуры в самой школе.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

Изменения капиллярной картины указывают на повышение и улучшение капиллярного кровообращения после игры. Только у одного ребенка (В. М., 11 лет, и. б. 5811963 г.) с незначительно выраженными спастически-атоническими изменениями в капиллярах отмечался стойкий спазм капилляров даже спустя 15 минут после игры. Это совпадало и с другими неблагоприятными реакциями у этого ребенка — патологическими изменениями электрокардиограммы…

У нас имеется большое число курортов, подходящих для укрепления здоровья больных ревматизмом детей. Особенно полезны в этом отношении пригорные и низкогорные местности с сухим и теплым климатом. Относительная влажность воздуха должна быть менее 70%, а суточные температурные колебания — сравнительно небольшими (до 7 — 8° С). Мы рекомендуем как наиболее подходящие следующие курорты: Велинград, Сандански,…

В Болгарии уже приступили к организации отдельных школ-стационаров такого типа, которые дают очень хорошие результаты. Однако эти школы не могут разрешить вопроса в отношении всех детей, больных ревматизмом, по следующим причинам: Формы ревматического заболевания и степень поражения сердца у больных ревматизмом детей очень разнообразны, что требует значительной индивидуализации режима, отношения к больным и их обучения….

Фонокардиографическими и рентгенологическими исследованиями, проводимыми в различные фазы ревматизма и периоды занятий играми, не выявлены какие-либо изменения, отличающиеся от сдвигов у детей контрольной группы. Несомненно, физкультурные занятия и игры целесообразно комбинировать с мышечной деятельностью в виде полезной физической работы. Особенно полезна такая работа на открытом воздухе (на огороде или в фруктовом саду, экскурсии). При проведении…

Ходжаев исследовал летом в Ташкенте, при температуре 42° С в тени, количество кислорода и углекислоты в артериальной и венозной крови и потребление кислорода тканями как у здоровых детей, так и у больных с сердечным пороком в различной степени недостаточности кровообращения. Он не обнаружил никаких отклонений от нормы у здоровых детей, а у больных установил некоторые…

Популярное
Новое Прочее