Организация борьбы с ревматизмом (Школы-стационароы)

Главная / Ревматизм в детском возрасте / Профилактика ревматизма / Организация борьбы с ревматизмом (Школы-стационароы)

В Болгарии уже приступили к организации отдельных школ-стационаров такого типа, которые дают очень хорошие результаты.

Однако эти школы не могут разрешить вопроса в отношении всех детей, больных ревматизмом, по следующим причинам:

  • Формы ревматического заболевания и степень поражения сердца у больных ревматизмом детей очень разнообразны, что требует значительной индивидуализации режима, отношения к больным и их обучения.
  • Разлука детей с родными на длительные сроки очень часто отражается неблагоприятно на психическом состоянии больных детей.
  • Школы-интернаты должны находиться в специально построенных для них зданиях, которые очень дороги и в настоящее время трудно строятся, нуждаются в дорогом оборудовании и больших средствах на их содержание.

Основываясь на этом, мы считаем, что эти специальные школы не могут, а также это и не необходимо, разрешить проблему обучения больных ревматизмом детей в целом. Такие школы необходимы, как уже было сказано, для детей с более тяжелыми поражениями, которые нуждаются в постоянном наблюдении врача и в более особом школьном и дневном режиме.

В больших городах (София, Пловдив) можно организовать школы-полуинтернаты, в которых будут учиться больные ревматизмом школьники из всего города. В них школьники проводят целый день, а дома только спят.

В отношении возможностей организации учебного процесса и полного дневного режима больных детей эти школы не уступают школам первого типа. Благодаря тому, что они значительно более дешевые и не отрывают детей от семьи, у них целый ряд преимуществ перед школами-интернатами. Для детей, живущих на окраинах города, с плохими средствами сообщения, следует организовать специальный перевоз автобусами. Конечно, можно найти и другие формы организации рабочего дня школьника. Ведущим моментом при этом должен быть один — их учебное «переустройство».

Необходимо стремиться главным образом к тому, чтобы эти дети вышли из школы окрепшими, по возможности с наиболее незначительной инвалидностью, а не только усвоили бы хорошо школьный материал, но с расстроенным здоровьем, без перспектив, и стали бы бременем для родителей и общества. В этом смысле необходимо значительно понизить требования к больным ревматизмом во время учебного процесса. Этих школьников ни в коем случае нельзя ставить на один уровень со здоровыми школьниками в отношении оценки их успеваемости.

Более особый индивидуальный подход к ним требует внимательного отношения и такта со стороны учителя, который должен всегда учитывать, что у больных ревматизмом школьников повышена раздражительность, чувствительность, мнительность и имеется обидное чувство неполноценности. Если учителя поймут правильно свою задачу, они смогут найти правильный подход и подходящую форму работы с больными школьниками. Однако для этого необходимо активное участие школьного врача, ознакомление учителей с ревматической болезнью и ее последствиями, с состоянием заболевших школьников. Очень важен вопрос об участии этих школьников на уроках физкультуры.

Существующее альтернативное разрешение этого вопроса для большинства больных школьников — выполнять все упражнения наравне со здоровыми или освобождаться от занятий физкультурой совсем — ошибочно. Мы считаем, что эти школьники должны активно участвовать в уроках физкультуры. Характер и степень этого участия решается индивидуально школьным врачом вместе с учителем физкультуры, которым помогают в этом отношении лечащий участковый врач или районный ревмокардиолог и специалист по лечебной физкультуре.

Нельзя забывать, что в целях более легкого приспособления организма заболевшего ревматизмом школьника к предстоящей учебе нужно начать подготовку его задолго до того, как он возвратится в школу после длительной болезни. Мы считаем, что длительное отсутствие ребенка в школе нарушает его умственную работоспособность так же, как и отрыв его от систематических физических упражнений не тренирует его физическую работоспособность.

С другой стороны, наши исследования показывают, что через три недели после начала ревматического приступа внимание и умственная трудоспособность начинают восстанавливаться и у детей появляется потребность «учиться». Организация минимального обучения после третьей недели болезни, систематическое проведение и постепенное усложнение с учетом состояния ребенка дало нам очень хорошие результаты. Это помогло больным детям значительно легче перейти к обычному обучению в школе после выписки из больницы. Кроме того, включение в процесс обучения благоприятно отражается и на общем процессе выздоровления путем нормализации психического тонуса детей.

В санаторных отделениях или в санаториях для больных ревматизмом детей в подострой стадии ревматизма, куда направляются дети после стационарного лечения, мы организовали специальные школы с сокращенной учебной программой и уменьшенным режимом обучения — по 3 — 4 урока в день, длительностью 30 минут каждый. Обучение проводится таким образом, что остается достаточно времени для прогулок, для проведения разнообразных и интересных внешкольных занятий и развлечений, достаточно времени для сна и отдыха, для лечебной физкультуры, для слушания музыки и пр.

Такую школу с более высокой нагрузкой, но все еще с облегченным режимом обучения, мы организовали также и в санаториях для больных ревматизмом детей во внеприступном периоде.

Это в значительной степени способствует, с одной стороны, поддержанию физиологического уровня умственной работоспособности больных ревматизмом детей, а, с другой — помогает им не отставать от учебных занятий в школе, что весьма облегчает процесс приспособления больного ревматизмом школьника к учебному режиму по возвращении в школу.

В школе должен быть решен еще один вопрос, связанный с будущим детей, больных ревматизмом — вопрос об их профессии. В настоящее время этот вопрос недостаточно оценивают, что зачастую фатально отражается на больных детях. Они выходят из средней образовательной школы без профессии. Вследствие частых отсутствий со школьных занятий успех их обычно ниже, они не могут одинаково состязаться со здоровыми абитуриентами при поступлении в университет. Ввиду большой нагрузки программы высших учебных заведений мы сами не рекомендуем многим из больных школьников продолжать свое образование.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

В подострой фазе ревматического приступа необходимы комплексы физкультурных упражнений, — которые по величине нагрузки находятся между упражнениями, проводимыми в острой фазе ревматического приступа, и упражнениями, которые проводят во внеприступном периоде. Такие комплексы разработаны нами в нашем институте. В сущности, они представляют собой сочетание трех комплексов (I, II и III), подобранных таким образом, что I комплекс…

Известно, что дети с различными типологическими особенностями высшей нервной деятельности и в разных состояниях возбудимости нервной системы, в том числе и вегетативной, реагируют различно на разнообразные воздействия внутренней и внешней среды, и, в частности, на физические упражнения. Последнее в известной степени определяется отношением ребенка к физкультуре вообще, а также и к данному физическому упражнению. У…

Несколько иначе обстоит дело с комплексным морским лечением больных ревматизмом детей, которое включает в себя, помимо климатолечения, солнечные ванны и морские купания. Отрицательные результаты, полученные некоторыми авторами по этому вопросу, стали причиной того, что от этих манипуляций начали воздерживаться и даже занимать отрицательную позицию в отношении применения полного комплекса морского лечения больных ревматизмом детей. Мы…

Электрокардиографические исследования, проведенные во время физкультурных занятий, отмечают у 8 детей небольшие изменения, находящиеся в пределах физиологических отклонений: небольшое понижение зубца Т2 или зубца Т1 (ни у одного из детей не наступает их нивелирования или негативации), понижение интервала S-T до 0,05 сек. Такие изменения ЭКГ скоропреходящи, улавливаются только при максимуме нагрузки, реже на первой и…

Состояние пульса и артериального давления исследуется также, как и у других детей, как в момент начале занятий, так и в ходе его. Полученные данные сопоставляются с данными ребенка, находящегося в палате, где он лежал спокойно в постели. Об эмоциональном воздействии данной игры или физического упражнения на сердечно-сосудистую систему можно судить также и по разнице в…

Популярное
Новое Прочее