Индивидуальная реактивность (Объяснение особенностей)

С нашей точки зрения, объяснять все особенности (возрастные и индивидуальные) исключительно типологическими свойствами высшей нервной деятельности было бы неоправданным увлечением. Как уже было сказано выше, существуют и ряд других моментов, таких как тканевые, органные морфофункциональные особенности и состояния, которые активно определяют возрастную и индивидуальную реактивность организма на болезнетворный агент.

Но центральное место в реактивности ребенка, проявляющейся на фоне различных заболеваний, занимает регулирующая роль центральной нервной системы. Роль частных механизмов в значительной мере подчинена центральной нервной системе.

Их включение в деятельность в большей степени определяется обеспечением коры головного мозга более полной и более эффективной мобилизацией защитных и компенсаторных механизмов.

Поэтому частные механизмы можно оценивать как базу, определяющую характер реагирования центральной нервной системы.

Исходя из приведенных здесь примеров, характеризующих общее положение вопроса о физиологических основах индивидуальной реактивности, мы считаем необходимым подчеркнуть недопустимость пренебрежительного отношения педиатров к изучению высшей нервной деятельности больного ребенка.

Это, с одной стороны, порождает недооценку учета типологических особенностей конкретного ребенка, а, с другой — неиспользование возможностей клинициста в определении типологических особенностей с учетом описанных физиологами критериев (Коларова-Бирюкова).

Трудности, благодаря наличию множества неточностей и неясностей в методическом отношении, должны преодолеваться физиологами, а неточности в толковании получаемых данных — клиницистами совместно с физиологами. Нас, клиницистов, соответствующие, доступные для условий клиники приемы определения типологических особенностей ребенка полностью не удовлетворяют.

Но, несмотря на то, что существующие методы не могут считаться исчерпывающими, все же с их помощью педиатр может получить представление о типологических свойствах ребенка, хотя бы в основных чертах.

Это дает возможность уточнения и особенностей протекания заболевания, у каждого больного ребенка, и характера его защитных реакций. Таким образом педиатр должен использовать существующие методы для изучения индивидуальных особенностей больного ребенка (Красногорский, Иванов-Смоленский, Коларова-Бирюкова и др.). Это, пожалуй, единственно реальный для правильного истолкования всех отклонений не только в норме, но и в патологии, что позволит проникнуть в самые тонкие черты индивидуальных особенностей отдельных пациентов.

Не будет преувеличением сказать, что основой правильного диагноза и правильного отношения к заболевшему ребенку является знание индивидуальных особенностей его высшей нервной деятельности.

Только это поможет педиатру выйти за рамки вредного для педиатрической науки схематизма, в котором, к сожалению, находится еще преобладающее число клиницистов.

«Ревматизм в детском возрасте», Стефан Коларов

Роль центральной нервной системы в отношении реактивности может быть выражена в трех направлениях. В связи с этим следует различать три функциональных элемента в структуре реактивности: Реакция основного органа, дающего специфический ответ. Координированная реакция нескольких органов или даже систем, выражающая целостный адаптационный акт. Завершение механизма ауторегуляции проявлением обратной связи. Первый элемент — реакция основного, специфического для…

Проявление координированной реакции различных органов в адаптационной реакции в целом — также определяется уровнем нервной регуляции. Так как деятельность всех органов и тканей находится в постоянной интимной координации, обеспечиваемой нейрогуморальной связью, то и указанная выше специфическая реакция основного органа функционально отражается на ряде других органов и систем, не связанных непосредственно с этой реакцией. Это и…

Эффективная, быстрая и экономная адаптация организма требует в отдельный момент повышения деятельности одних органов и систем и понижения других. Третий функциональный элемент реактивности — ауторегуляция — осуществляется благодаря наличию обратной связи между реагирующим органом и центральной нервной системой. В результате этого в процессе изменения реакции органа в центральную нервную систему поступает непрерывная информация о функциональном…

При иммунизации детей раннего возраста коклюшно-дифтерийной вакциной Говалло обнаружил наиболее выраженные явления (местную реакцию, изменение картины белой крови, РОЭ) после первой инъекции у детей с сильным типом нервной системы. У детей с ослабленными корковыми процессами подобные реакции отмечались лишь после 3-ей инъекции. Ряд авторов на основании собственных наблюдений подчеркивали связь между характером протекания заболевания и…

В заключение хотим еще раз подчеркнуть, что значительные успехи, отмеченные в последнее десятилетие в области биологических наук, включая и медицину, оказали благоприятное влияние на развитие ряда проблем в различных областях медицинской науки, в том числе и ревматологии. Однако все еще многие вопросы проблемы ревматизма не разрешены удовлетворительно. Так, несмотря на огромные достижения бактериологии, вирусологии и…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее