Контроль за здоровьем детей раннего возраста

Осуществляя контроль за здоровьем детей раннего возраста, педиатр определяет может ли ребенок в данный момент находиться в группе, нуждается ли он в дополнительном лабораторно-инструментальном исследовании и консультации врачей других специальностей, можно ли ему делать профилактические прививки, может ли ребенок заниматься в соответствии с программой воспитания в доме ребенка и др., иными словами, он определяет «меру здоровья» ребенка на данном этапе и назначает оздоровительные и профилактические мероприятия.

Диспансеризация детей в доме ребенка проводится педиатром дома ребенка и специалистами детских поликлиник. Контроль за нервно-психическим развитием детей осуществляет педагог дома ребенка. Сроки проведения углубленных осмотров на 1-м году — 1 раз в месяц (12 раз), на 2-м году — 1 раз в квартал (4 раза), на 3-м году — 1 раз в полгода (2 раза).

При осуществлении контроля за здоровьем ребенка каждый осмотр педиатра состоит из четырех последовательных разделов: исследование состояния здоровья по критериям (показателям) здоровья; заключение о состоянии здоровья, комплексная оценка с определением группы здоровья; назначение рекомендаций в зависимости от группы и состояния здоровья ребенка; оформление этапного эпикриза в истории развития по унифицированной форме.

При исследовании состояния здоровья ребенка следует учитывать в качестве основополагающих следующие критерии:

  • наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе, генеалогический и социальный анамнез;
  • уровень физического развития и степень его гармоничности;
  • резистентность и реактивность организма;
  • функциональное состояние органов и систем;
  • уровень нервно-психического развития;
  • наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Измерение окружностей, диаметров и поперечников производится в положении лежа (за исключением окружности головы, которая измеряется в вертикальном положении ребенка) с того момента, когда ребенок хорошо держит голову. Массу тела детей до 2 лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Если ребенок умеет сидеть,…

Наиболее оптимальный уровень физического развития характеризуется расположением всех показателей от 25-го до 75-го центиля, преимущественно в рамках одного «коридора». В условиях дома ребенка врачу на каждом профилактическом осмотре необходимо определять соотношения массы и длины тела, что позволяет ориентировочно судить о состоянии питания ребенка. Если масса тела попадает в срединную зону (25-й и 75-й центили), то…

Общая оценка физического развития независимо от способов расчета предусматривает определение степени соответствия роста ребенка возрасту и степени гармоничности длины и массы тела ребенка. Варианты оценки физического развития могут быть следующими. Нормальное физическое развитие — при значениях массы тела и окружности груди в пределах от 25-го до 75-го центиля по отношению к длине (при любых вариантах…

Нервно-психическое развитие детей до 3 лет оценивается по принятым в нашей стране стандартам (показателям), единым для всех дошкольных учреждений (дома ребенка, ясли, ясли-сады). Показатели развития отражают оптимальный ход развития, последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. В качестве показателей отобраны умения, которые формируются в результате целенаправленных…

Формирование умений с задержкой от 1 до 2 мес классифицируется как отставание, а более чем на 2 мес как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов. Педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными. На 2-м году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала. Раннее развитие — овладение умениями с опережением на 1…

Распродажи в интернет-магазинах детской одежды
Популярное
Новое Прочее