Медико-педагогический контроль за здоровьем и развитием детей

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Медико-педагогический контроль за здоровьем и развитием детей

Основой правильного планирования и организации оздоровительно-воспитательной работы в доме ребенка является хорошо организованная система контроля. Систематический, своевременный, объективный медико-педагогический контроль за развитием, здоровьем и поведением обеспечивает профилактику и коррекцию отклонений в развитии и здоровье каждого ребенка.

Проводится он в виде текущих наблюдений за повседневным состоянием здоровья ребенка и наблюдений за динамикой здоровья и развития. Текущий контроль осуществляется в каждой возрастной группе воспитательницей ежедневно и многократно в течение дня по показателям, характеризующим поведение и здоровье детей. Показатели здоровья — температура тела, характер стула, состояние зева, кожи.

Для детей 1-го года жизни существенным показателем здоровья является увеличение массы тела. Показатели поведения — преобладающее эмоциональное состояние и настроение, характер и длительность засыпания и сна, аппетит, характер бодрствования, взаимоотношения со взрослыми и детьми, наличие или отсутствие отрицательных привычек, проявление индивидуальных особенностей (раздражительность, утомляемость, вялость, навязчивость и др.).

Изменения в поведении ребенка могут свидетельствовать об утомлении, начинающемся заболевании, неправильном выполнении режима, несоответствии режима, о неправильных воспитательных подходах к ребенку и др.

Если нарушения поведения становятся стойкими и нарастают, это может быть признаком переутомления. Поэтому так необходим текущий контроль за детьми и его последующий анализ.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Осуществляя контроль за здоровьем детей раннего возраста, педиатр определяет может ли ребенок в данный момент находиться в группе, нуждается ли он в дополнительном лабораторно-инструментальном исследовании и консультации врачей других специальностей, можно ли ему делать профилактические прививки, может ли ребенок заниматься в соответствии с программой воспитания в доме ребенка и др., иными словами, он определяет «меру…


Факторы раннего онтогенеза (биологический анамнез) можно разделить на два вида: фон, на котором закладывается плод и формируется здоровье ребенка, т. е. антенатальный период онтогенеза и такие осложнения интра- и раннего постнатального онтогенеза, как длительные или стремительные роды, пособия в родах, кесарево сечение, ранний перевод на искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные условия и др. Состояние новорожденного в…


Измерение окружностей, диаметров и поперечников производится в положении лежа (за исключением окружности головы, которая измеряется в вертикальном положении ребенка) с того момента, когда ребенок хорошо держит голову. Массу тела детей до 2 лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г. Если ребенок умеет сидеть,…


Наиболее оптимальный уровень физического развития характеризуется расположением всех показателей от 25-го до 75-го центиля, преимущественно в рамках одного «коридора». В условиях дома ребенка врачу на каждом профилактическом осмотре необходимо определять соотношения массы и длины тела, что позволяет ориентировочно судить о состоянии питания ребенка. Если масса тела попадает в срединную зону (25-й и 75-й центили), то…


Общая оценка физического развития независимо от способов расчета предусматривает определение степени соответствия роста ребенка возрасту и степени гармоничности длины и массы тела ребенка. Варианты оценки физического развития могут быть следующими. Нормальное физическое развитие — при значениях массы тела и окружности груди в пределах от 25-го до 75-го центиля по отношению к длине (при любых вариантах…


Нервно-психическое развитие детей до 3 лет оценивается по принятым в нашей стране стандартам (показателям), единым для всех дошкольных учреждений (дома ребенка, ясли, ясли-сады). Показатели развития отражают оптимальный ход развития, последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. В качестве показателей отобраны умения, которые формируются в результате целенаправленных…


Формирование умений с задержкой от 1 до 2 мес классифицируется как отставание, а более чем на 2 мес как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов. Педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными. На 2-м году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала. Раннее развитие — овладение умениями с опережением на 1…


Заключение об уровне развития детей и назначения делает старший воспитатель. На основании полученных данных делают соответствующие назначения, т. е. планируют индивидуальную воспитательную работу с каждым ребенком. В назначениях должны быть даны рекомендации по режиму (номер назначенного режима), определены задачи по нервно-психическому развитию ребенка и методы коррекции его поведения. Начинают их с задач, направленных на устранение…


Комплексную оценку с определением группы здоровья врач проводит по совокупности критериев (показателей), исследованных во время осмотра ребенка. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз. Учет только диагнозов без использования других характеристик здоровья не позволяет выделить угрожаемый и наиболее часто встречаемый контингент детей в раннем возрасте, особенно среди воспитанников дома ребенка….


Факторы риска у детей можно разделить на три типа. Факторы риска, связанные с развитием ребенка в онтогенезе (в биологическом и генеалогическом анамнезе). К ним относятся: в пренатальном периоде: экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм (матери и отца), острые заболевания и оперативные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка до 18 лет, токсикозы…


Популярное
Новое Прочее