Медико-педагогический контроль за здоровьем и развитием детей

Главная / Руководство для врачей домов ребёнка / Медико-педагогический контроль за здоровьем и развитием детей

Основой правильного планирования и организации оздоровительно-воспитательной работы в доме ребенка является хорошо организованная система контроля. Систематический, своевременный, объективный медико-педагогический контроль за развитием, здоровьем и поведением обеспечивает профилактику и коррекцию отклонений в развитии и здоровье каждого ребенка.

Проводится он в виде текущих наблюдений за повседневным состоянием здоровья ребенка и наблюдений за динамикой здоровья и развития. Текущий контроль осуществляется в каждой возрастной группе воспитательницей ежедневно и многократно в течение дня по показателям, характеризующим поведение и здоровье детей. Показатели здоровья — температура тела, характер стула, состояние зева, кожи.

Для детей 1-го года жизни существенным показателем здоровья является увеличение массы тела. Показатели поведения — преобладающее эмоциональное состояние и настроение, характер и длительность засыпания и сна, аппетит, характер бодрствования, взаимоотношения со взрослыми и детьми, наличие или отсутствие отрицательных привычек, проявление индивидуальных особенностей (раздражительность, утомляемость, вялость, навязчивость и др.).

Изменения в поведении ребенка могут свидетельствовать об утомлении, начинающемся заболевании, неправильном выполнении режима, несоответствии режима, о неправильных воспитательных подходах к ребенку и др.

Если нарушения поведения становятся стойкими и нарастают, это может быть признаком переутомления. Поэтому так необходим текущий контроль за детьми и его последующий анализ.

«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Заключение об уровне развития детей и назначения делает старший воспитатель. На основании полученных данных делают соответствующие назначения, т. е. планируют индивидуальную воспитательную работу с каждым ребенком. В назначениях должны быть даны рекомендации по режиму (номер назначенного режима), определены задачи по нервно-психическому развитию ребенка и методы коррекции его поведения. Начинают их с задач, направленных на устранение…


Комплексную оценку с определением группы здоровья врач проводит по совокупности критериев (показателей), исследованных во время осмотра ребенка. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз. Учет только диагнозов без использования других характеристик здоровья не позволяет выделить угрожаемый и наиболее часто встречаемый контингент детей в раннем возрасте, особенно среди воспитанников дома ребенка….


Факторы риска у детей можно разделить на три типа. Факторы риска, связанные с развитием ребенка в онтогенезе (в биологическом и генеалогическом анамнезе). К ним относятся: в пренатальном периоде: экстрагенитальные заболевания матери, профессиональные вредности, алкоголизм (матери и отца), острые заболевания и оперативные вмешательства во время беременности, возраст матери к моменту рождения ребенка до 18 лет, токсикозы…


Для детей раннего возраста, кроме общепринятых, очень важным показателем компенсации является уровень нервно-психического развития и характер поведения. Другими словами, отсутствие отклонений в поведении и нормальный уровень нервно-психического развития являются показателями компенсации. Кроме того, состояние компенсации определяется отсутствием обострений хронического заболевания, редкими интеркуррентными заболеваниями, нормальным уровнем функций организма, хорошим общим состоянием и самочувствием ребенка, отсутствием жалоб…


Критерии, определяющие улучшение состояния здоровья (переход из IV в III, из III во II, из II в I группу) Уменьшение числа острых заболеваний в течение года наблюдения (с 4 и более до 3 и менее). Уменьшение числа обострений основного хронического заболевания в течение наблюдения (с 3 и более до 2 и менее) и более легкое…


Динамическое наблюдение за состоянием здоровья одних к тех же детей показывает, что переход из одной группы в другую с улучшением состояния здоровья — процесс более постепенный, чем ухудшение состояния здоровья. Последнее связано с возможностью быстрого формирования длительно текущего заболевания с симптомами субкомпенсации сразу же после перенесенного острого заболевания (например, после острого нефрита, ревматизма, родовой травмы,…


Последним разделом работы педиатра во время углубленного осмотра является оформление этапного эпикриза (записи) по унифицированной форме в истории развития ребенка. Наиболее важны этапные эпикризы, так как они проводятся в декретированные возрастные периоды, определяющие качественные изменения в показателях развития, функционального состояния и здоровья ребенка. Для того чтобы отдельные записи можно было сравнить между собой и получить…


Основной документ для ведения ежедневного контроля — неучетная форма документации «Дневник группы» или «Тетрадь передачи дежурств и назначений врача и старшего воспитателя». В группе детей 1-го года жизни ведутся также индивидуальные «Листы питания» (индивидуальные дневники), позволяющие ежедневно и несколько раз в день, объективно, индивидуально контролировать состояние здоровья, аппетит, стул, температуру, массу тела, сон и бодрствование…


Приводим пример записи эпикриза (первичная запись) при приеме ребенка в дом ребенка: Катя В., возраст 10 дней Антропометрия: Длина тела — 51 см; Масса тела — 4000 г; Окружность груди — 35 см; Окружность головы — 36 см; Большой родничок — 2*2 см2; Уровень нервно-психического развития: зрительный анализатор —  10 дней; слуховой анализатор — 10…


Медицинские назначения могут быть лечебными или, как назначения педагога, организационными, методическими; они могут быть направлены на работу всего персонала группы или одного сотрудника, относиться к одному ребенку или ко всей группе. Учетная форма документации (112/у) — «История развития» (или «История болезни» в специализированных домах ребенка) — главный документ, в котором врач, делая текущие записи, фиксирует…


Популярное
Новое Прочее