Измерение окружностей, диаметров и поперечников

Измерение окружностей, диаметров и поперечников производится в положении лежа (за исключением окружности головы, которая измеряется в вертикальном положении ребенка) с того момента, когда ребенок хорошо держит голову. Массу тела детей до 2 лет определяют на специальных детских весах с максимально допустимой нагрузкой до 25 кг и точностью измерения до 10 г.

Если ребенок умеет сидеть, его можно посадить на широкую часть весов, поместив ноги на их узкой части. С 2-летнего возраста измерение массы тела производится на обычных медицинских весах. Оценка основных антропометрических данных осуществляется по таблицам непараметрического (центильного) типа. Центильные таблицы в отличие от параметрических (сигмальных) не требуют дополнительных расчетов, легки и удобны в обращении и значительно сокращают время педиатра при профилактическом осмотре ребенка, тем самым давая возможность больше внимания уделить постановке клинического диагноза.

При пользовании любыми материалами для оценки физического развития следует не только придавать значение соответствию роста (длины) и массы тела ребенка возрастным показателям, но обязательно выяснять степень корреляции массы и длины тела для диагностики недостаточности или избыточности питания.

Каждый измерительный признак (длина, масса тела, окружность грудной клетки) должен быть помещен в свою область или свой «коридор» центильной шкалы. Никаких расчетов при этом не производится.

В зависимости от того, где расположен «коридор», можно дать оценку и принять решение о необходимости дополнительных исследований:

  • область «очень низких» величин (до 3-го центиля). Ребенок должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследоваться у специалистов: эндокринолога, невропатолога и др.;
  • область «низких» величин (от 3-го до 10-го центиля). Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья или развития;
  • область величин «ниже среднего» (от 10-го до 25-го центиля);
  • область величин «выше среднего» (от 75-го до 90-го центиля);
  • область «высоких» величин (от 90-го до 97-го центиля);
  • область «очень высоких» величин (выше 97-го центиля).

Вероятность патологической природы таких изменений достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Факторы раннего онтогенеза (биологический анамнез) можно разделить на два вида: фон, на котором закладывается плод и формируется здоровье ребенка, т. е. антенатальный период онтогенеза и такие осложнения интра- и раннего постнатального онтогенеза, как длительные или стремительные роды, пособия в родах, кесарево сечение, ранний перевод на искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные условия и др. Состояние новорожденного в…

Наиболее оптимальный уровень физического развития характеризуется расположением всех показателей от 25-го до 75-го центиля, преимущественно в рамках одного «коридора». В условиях дома ребенка врачу на каждом профилактическом осмотре необходимо определять соотношения массы и длины тела, что позволяет ориентировочно судить о состоянии питания ребенка. Если масса тела попадает в срединную зону (25-й и 75-й центили), то…

Общая оценка физического развития независимо от способов расчета предусматривает определение степени соответствия роста ребенка возрасту и степени гармоничности длины и массы тела ребенка. Варианты оценки физического развития могут быть следующими. Нормальное физическое развитие — при значениях массы тела и окружности груди в пределах от 25-го до 75-го центиля по отношению к длине (при любых вариантах…

Нервно-психическое развитие детей до 3 лет оценивается по принятым в нашей стране стандартам (показателям), единым для всех дошкольных учреждений (дома ребенка, ясли, ясли-сады). Показатели развития отражают оптимальный ход развития, последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. В качестве показателей отобраны умения, которые формируются в результате целенаправленных…

Формирование умений с задержкой от 1 до 2 мес классифицируется как отставание, а более чем на 2 мес как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов. Педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными. На 2-м году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала. Раннее развитие — овладение умениями с опережением на 1…

Популярное
Новое Прочее