Нервно-психическое развитие детей до 3 лет

Нервно-психическое развитие детей до 3 лет оценивается по принятым в нашей стране стандартам (показателям), единым для всех дошкольных учреждений (дома ребенка, ясли, ясли-сады). Показатели развития отражают оптимальный ход развития, последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. В качестве показателей отобраны умения, которые формируются в результате целенаправленных воспитательных и обучающих воздействий.

Нервно-психическое развитие оценивается в эпикризные сроки, в дни близкие к дню рождения ребенка (±2 — 3 дня) — на 1-м году жизни 1 раз в месяц, на 2-м году — 1 раз в квартал, на 3-м году жизни — 1 раз в полугодие как путем наблюдения, так и путем создания специальной провоцирующей ситуации. Ребенка проверяют в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого. Оценивают развитие по показателям. Контролирует развитие детей воспитательница; в некоторых случаях с помощью старшего воспитателя.

Развитие понимания и активной речи и сенсорное развитие может проверять логопед, пользуясь рекомендуемыми показателями (показатели развития детей 1, 2, 3-го года жизни).

Для диагностики развития по каждому показателю в соответствии с возрастом ребенка надо иметь необходимый материал, создать определенную ситуацию проверки (действия взрослого, расположение материала, положение ребенка, объем требований и задач, предъявляемых ему и др.), оценить поведение ребенка, как свидетельствующее о выполнении и невыполнении задания. В каждой возрастной группе должен быть набор соответствующего материала и описание методики проверки.

Если развитие ребенка не соответствует возрасту (ниже или выше), то его проверяют по показателям предыдущего или более старшего возрастного периода. На 1-м году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах ± 15 дней от должного срока. Умения, формирующиеся до верхней границы нормы, т. е. раньше на 16 дней и более, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии.

Овладение умениями по одному или нескольким показателям с задержкой до 1 мес свидетельствует о замедлении темпа развития, что может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Выяснив причину отставания ребенка, необходимо применить соответствующие воспитательные и обучающие воздействия.


«Руководство для врачей домов ребёнка»,
Л.В. Дружинина

Наиболее оптимальный уровень физического развития характеризуется расположением всех показателей от 25-го до 75-го центиля, преимущественно в рамках одного «коридора». В условиях дома ребенка врачу на каждом профилактическом осмотре необходимо определять соотношения массы и длины тела, что позволяет ориентировочно судить о состоянии питания ребенка. Если масса тела попадает в срединную зону (25-й и 75-й центили), то…

Общая оценка физического развития независимо от способов расчета предусматривает определение степени соответствия роста ребенка возрасту и степени гармоничности длины и массы тела ребенка. Варианты оценки физического развития могут быть следующими. Нормальное физическое развитие — при значениях массы тела и окружности груди в пределах от 25-го до 75-го центиля по отношению к длине (при любых вариантах…

Формирование умений с задержкой от 1 до 2 мес классифицируется как отставание, а более чем на 2 мес как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов. Педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными. На 2-м году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала. Раннее развитие — овладение умениями с опережением на 1…

Заключение об уровне развития детей и назначения делает старший воспитатель. На основании полученных данных делают соответствующие назначения, т. е. планируют индивидуальную воспитательную работу с каждым ребенком. В назначениях должны быть даны рекомендации по режиму (номер назначенного режима), определены задачи по нервно-психическому развитию ребенка и методы коррекции его поведения. Начинают их с задач, направленных на устранение…

Комплексную оценку с определением группы здоровья врач проводит по совокупности критериев (показателей), исследованных во время осмотра ребенка. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз. Учет только диагнозов без использования других характеристик здоровья не позволяет выделить угрожаемый и наиболее часто встречаемый контингент детей в раннем возрасте, особенно среди воспитанников дома ребенка….

Популярное
Новое Прочее